Первый заместитель главы МВД России Александр Горовой заявил, что актуальным становится «создание зарубежной инфраструктуры для доиммиграционной подготовки иностранных работников в стране постоянного проживания».

По существу, это означает серьезнейшее изменение порядка реализации миграционной политики, вынесение всех важных процедур — медосвидетельствования, биометрии, дактилоскопирования, получения единого документа, оформления полисов медицинского страхования, подбора потенциального работодателя, тестирования — за пределы России.

На самом деле, работа в этом направлении уже ведется, пилотная схема апробируется на основании правительственного Постановления № 1694 от 6 октября 2021 г. о привлечении для временной трудовой деятельности в России граждан Узбекистана в рамках организованного набора. Речь идет о 10 тыс. мигрантов. Согласно постановлению, ряд процедур оформления разрешительных документов на право работы в РФ как раз и переносится в Узбекистан. При этом соответствующие издержки несет работодатель. Подробнее об этом MEDIA-MIG писал ранее, как и то том, что основными бенефициарами проекта станут крупнейшие строительные проекты и компании в России.

Проект рассчитан до конца 2021 г., по его результатам можно ожидать применения алгоритма в более широком масштабе, о чем и свидетельствуют слова первого заместителя главы МВД: ведомство уже предполагает внедрение новых схем, закрепляя их в предлагаемом им законопроекте. MEDIA-MIG попросил прокомментировать эти нововведения отраслевых экспертов, которые в целом оценили их положительно. Так, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественного совета при МВД России, доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Владимир Волох видит плюсы и для работников, и для работодателей: «Преимущество работодателя в том, что он сможет активно участвовать в выборе работников под свои нужды, преимущество работников – в возможности заранее познакомиться с условиями и требованиями будущего работодателя».

Президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный Альянс «Трудовая миграция» Николай Курдюмов в комментарии для MEDIA-MIG заявил: «Мы видим тут как минимум два позитивных момента. Первый: когда мы говорим о патентниках, а это около 80% потока всей трудовой миграции в РФ по общему установленному сегодня порядку, они в течение месяца по приезде в РФ занимаются оформлением патента и законно приступить к работе могут в лучшем случае недели через три. Это очень плохо, потому что в это время они контактируют со своими соотечественниками, многие из которых находятся в теневом рынке труда. И от них прибывшие слышат, что не нужно тратиться на оформление, а гораздо проще просто начать работу. В рамках действующего законодательства никак это вопрос решить не удавалось. Единственный выход — ускорение процесса получения патента, для чего необходимые процедуры нужно начинать в государстве выезда. Второй стратегически важный момент заключается в том, что мы переносим максимальную часть процедур подготовки мигрантов к работе на территорию государства выезда: они там обязаны детально познакомиться с условиями работы, согласиться с этими условиями, подписать соответствующие документы, то есть мы говорим о том, что мы закладываем те самые необходимые элементы организованного набора, когда мигрант знает, куда он едет, он согласен с работой именно в таких условиях, проживанием в таких условиях».

Специалисты прогнозируют и определенные риски, избежать которых предлагают или за счет жесткого контроля, или за счет проверок уже на стороне РФ. Председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Юрий Московский заявил MEDIA-MIG: «Известно, что при въезде в США дактилоскопию проводят предварительно в посольстве в стране исхода и только потом уже разрешается въезд в страну. И хоть у нас нет визового режима, но подобная практика была бы полезна и для Российской Федерации. Однако с небольшой оговоркой: процедуры, проведенные за рубежом во избежание фальсификации результатов и документов в стране исхода, мигранты должны повторно проходить в России. Это касается и биометрии, и результатов экзамена по русскому языку, истории и законодательству РФ.

Учиться мигранты могут и на родине, но проверка этих знаний путем проведения тестирования должна происходить на территории РФ. То же самое и с проверкой здоровья иностранных граждан. Некоторые вещи нельзя отдавать сугубо в страны исхода, ведь всегда есть опасность коррупционной составляющей в этих государствах».

В свою очередь Николай Курдюмов также предполагает возможность снижения качества доиммиграционной проверки:

«Главный риск заключается в том, чтобы, проводя эти процедуры на территории государства выезда, не нарушить их качество. А именно, чтобы медицинское освидетельствование было должным образом проведено, потому что до этого мы сталкивались с такими пилотными освидетельствованиями, когда люди получали справки, потом приезжали сюда и проходили те же тесты и освидетельствование и процентов 10–20 оказывались несоответствующими».

Председатель Национального антикоррупционного комитета России, председатель постоянной комиссии Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов тоже обратил обратил внимание на коррупционный потенциал предлагаемого порядка: «Если мы говорим о выносе государственных функций за пределы государства, особенно в азиатские республики, то встает вопрос доверия тем структурам, которые будут оформлять доиммиграционный пакет документов.

Причины недоверия заключаются в очень высоком уровне коррупции и очень низком уровне специалистов. Понятно, что государство хочет снять определенную нагрузку с социальной сферы, но это чревато, например, ростом заболеваний и преступности. В конечном итоге расхлебывать последствия такого переноса придется нам».

В свою очередь Николай Курдюмов не считает, что государство снимает с себя нагрузку: «Здесь важно понимать, что эти процедуры будут осуществляться не в узбекских структурах, а на территории Узбекистана, но силами ФГУП «Паспортно-визовый сервис» или Московского Миграционного центра. Мы имеем в виду, что государство не отдает контроль за этими процедурами и контроль качества этой работы узбекской стороне. Это важно, чтобы к нам заезжали не те, кто купил эту справку, а кто прошел должным образом эти процедуры. То есть работа вестись будет на территории Узбекистана, но на площадках российских федеральных структур».

Что касается коррупционного потенциала, то, как говорит Владимир Волох, «коррупционную составляющую при переносе части функций по оформлению в страну исхода исключать конечно нельзя, но во-первых, коррупция есть и у нас, и во-вторых при пристальном контроле со стороны как российской стороны, так и страны партнера коррупцию возможно минимизировать».

Евгения Шерман