/ Рынок труда / Восточная Азия усиливает конкуренцию с Россией за иностранную рабочую силу
Восточная Азия усиливает конкуренцию с Россией за иностранную рабочую силу

Демографические проблемы Японии и Южной Кореи увеличивают потребности этих стран в трудовых мигрантах из Средней Азии

При высоком уровне жизни и качестве образования в Японии и Южной Корее не хватает рабочих рук
При высоком уровне жизни и качестве образования в Японии и Южной Корее не хватает рабочих рук © Shutterstock

Япония и Южная Корея относятся к числу развитых стран в классификации МВФ. Здесь отмечен высокий уровень жизни, хорошие зарплаты, качественные образование, медицина, инфраструктура. При этом прогрессирующий демографический кризис вынуждает искать источники восполнения рабочей силы в среднеазиатских странах, что обозначает конкуренцию за человеческие ресурсы с Россией.

Большие традиционалисты

Япония и Южная Корея ежегодно бьют антирекорды по снижению уровня рождаемости и повышению среднего возраста населения. Преодолеть кадровый дефицит в Японии предполагалось за счет повышения пенсионного возраста с 64 до 70 лет. Реформа обсуждалась несколько лет, но принята не была. Тем не менее, государство создало программу поддержки работающих пенсионеров, с помощью которой удалось несколько восполнить дефицит (с 2012 по 2021 годы количество работающих пенсионеров увеличилось с 20 до 23,5%), и экономика выросла на 8%.

Социологи и эксперты связывают причины снижения рождаемости с социальной политикой и традиционализмом Японии и Кореи, которые являются одними из лидеров антирейтинга по равенству полов. От женщин здесь по-прежнему требуют совмещения всех забот по дому и уходу за детьми с полноценным рабочим днем. К тому же, на одних и тех же должностях женщины здесь получают меньшую зарплату по сравнению с мужчинами. Материнство в таких реалиях мало привлекательно.

Не принято в восточноазиатском обществе и рожать вне брака, в отличие, например от самых «счастливых» стран Скандинавии, где на свет «незаконно» появляется примерно половина детей — и убыль населения в этих государствах не наблюдается.

По данным Bloomberg рождаемость в Японии по итогам 2022 года достигла минимума за все время ведения статистики.

Специально для Media-MIG ситуацию прокомментировал специалист по истории корейского общества Луис Альберто Ботелла Санчес, доцент Университета Малаги (Испания):

— Независимо от причин, реальность такова, что Корея и Япония являются стареющими обществами, которые не способны поддерживать уровень репозиции граждан для сохранения своих систем производства и социального обеспечения.

Кадровые потребности Восточной Азии

При высоком уровне жизни и качестве образования в Японии и Южной Корее не хватает рабочих рук в сфере низкоквалифицированного труда: на сельскохозяйственных предприятиях, в строительстве, сфере услуг (клининге, охране, уходе за больными и престарелыми). Требуются разнорабочие на заводы и фабрики.

Набор иностранной рабочей силы здесь строго организован. В Южной Корее налажен сервис, регистрируясь в котором трудовой мигрант каждый день отправляется туда, где нужен именно сегодня, и получает оплату в конце рабочего дня. Система создана Управлением развития человеческих ресурсов, решающим миграционные цели правительства. По данным организации на 2016 год основная масса трудовых мигрантов (27 000 человек) прибыла из Узбекистана, который присоединился к системе в 2006 году одним из первых в Средней Азии.

Как отмечает Луис Ботелла, в Корее продвигается идея мультикультурной страны, население готовят к принятию трудовой миграции из других азиатских стран.

Вследствие этой политики численность мигрантов среди примерно 55-миллионого населения Кореи к 2019 году превысило 2 миллиона человек.

Дисциплина установлена и в Япония, где в 2019 году приняли Программу определенных квалифицированных рабочих (SSW), установившую порядок приема мигрантов на работу на конкретные должности в 14 отраслях промышленности. По итогам 2021 года в Стране восходящего солнца числилось 233 795 мигрантов, в 2022 году — 298 072 мигранта.

Основным поставщиком рабочей силы для Японии является Вьетнам, а страны Средней Азии не входят даже в топ-десять по этому направлению. По данным ОЭСР приток мигрантов из Узбекистана в Японию в «пандемийный» 2020 год составил всего 500 человек, в то же время как в Южную Корею — 8 012 человек. Численность мигрантов из Таджикистана существенно ниже — 46 человек въехали в Японию, 347 человек — в Южную Корею (до пандемии численность была втрое выше).

Подготовка к трудовой миграции

Для работы в Японии и Южной Корее мигранты обязаны знать местные языки. С этой целью правительства подготовили специальные программы.

В Узбекистане в 2020 году был открыт филиал японского института «Nippon Educational Academy Japan», где готовят потенциальных мигрантов к переезду: их обучают японскому языку, корпоративной этике компаний-работодателей, японским законам и правилам, трудовому праву работников, адаптации в Японии.

После успешного завершения обучения соискателям работы в Японии предлагают несколько вакансий и помогают в организации собеседования. Институт также анонсировал появление в ближайшем будущем приложения для изучения японского языка для узбеков.

Специальная магистерская программа разработана Цукубским университетом для студентов Средней Азии и Азербайджана. Программа ведется на английском языке, длится полтора года, по завершению студент получает степень магистра (MA degree) государственной политики в Высшей школе бизнеса, гуманитарных и социальных наук или общественного здравоохранения в Высшей школе комплексных гуманитарных наук Университета Цукуба. С 2019 года действует программа обучения студентов в сфере целей устойчивого развития.

Сейчас в Японии весьма высокий процент приезжей рабочей силы. В регионе Токио один из десяти человек от 20 до 30 лет — иностранец. Тем не менее, приезжих не хватает и правительство стремится повысить миграционный поток, создав новый визовый статус для низкоквалифицированных работников. С 2019 года действует упрощенная программа получения визы со сроком до 10 лет для разнорабочих и специалистов.

Подобная визовая программа начала работать и для иммигрантов в Южную Корею. Здесь введена особая 10-летняя виза Е-9, получить которую могут рабочие и студенты из 16 развивающихся государств (включая Кыргызстан и Узбекистан).

Конкурируя — обучай

При ограниченном столкновении интересов России, Японии и Южной Кореи на рынке трудовых ресурсов Средней Азии нельзя не отметить тенденции к наращиванию конкуренции, которые вызваны объективными причинами.

На протяжении последних лет рассматриваемые страны Восточной Азии вкладываются в домиграционную подготовку специалистов под свои потребности. Попасть на работу в Японию или Корею можно лишь зная язык и нацеливаясь на конкретного работодателя.

Понятно, что счастливчиками являются лишь несколько тысяч человек, однако это наиболее ценные кадры, демонстрирующие способности и мотивацию к переезду, легальному трудоустройству, адаптации.

В Россию же рядовые мигранты едут без точной цели, наудачу, и уже на месте пытаются решить и миграционные вопросы, и проблему поиска работы.

Знание языка является обязательным для трудоустройства в каждой из рассматриваемых стран. Преимущества у России здесь фактически нет — новые поколения в странах Средней Азии знают русский язык все хуже, а необходимость его изучения зачастую ставится под сомнение как местными элитами, так и представителями российских министерств, отвечающих за управление миграционными потоками. При этом программы обучения японскому и корейскому языкам развиваются все активней.

В ноябре 2022 года экспертный совет в Екатеринбурге заключил, что Россия уже проигрывает Восточной Азии и ОАЭ в привлечении качественных трудовых ресурсов на участке профобучения. Эксперты отметили, что ставка на стихийную и дешевую рабочую силу — путь в никуда.

Чтобы конкурировать за реально необходимые трудовые ресурсы Центральной Азии, России требуется решить ряд задач:

  • усовершенствовать сбор данных по миграционным процессам. Важно развивать информационные системы, обслуживающие различные участки контроля внешней миграции, обеспечить их интеграцию, изучение и применение хранимых данных в прогнозировании;
  • скорректировать цели, задачи, принципы Концепции миграционной политики, в части развития условий квалифицированной трудовой миграции. В основе должна лежать система домиграционной подготовки иностранной рабочей силы на базе изучения русского языка и профподготовки.
Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter