
Находясь в центре страны, Новосибирская область за минувшее столетие не только превратилась в важнейший евразийский транспортный узел, но и смогла сосредоточить на своей территории ряд крупнейших центров науки, производства и образования. Такое стремительное развитие было невозможно без притока трудовых ресурсов со всего Советского Союза. Область и сегодня остается магнитом для переселенцев из регионов России и других стран. Одновременно наблюдается и отток местного населения в столичные регионы.
Состояние трудовых ресурсов Новосибирской области
На фоне общероссийских демографических тенденций последних десятилетий рынок труда Новосибирской области выглядит достаточно позитивно: численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет за период 2000-2022 гг. не сократилась, а даже немного выросла (с 1383 тыс. чел. до 1395,8 тыс. чел.). При этом иностранная рабочая сила составила в 2021 г. всего около 4%.
Кроме того, за последние два десятилетия уровень занятости по области незначительно уменьшился: с 57,1 % в 2000 г. до 56,8 % в 2022 г. По уровню безработицы Новосибирская область в 2022 г. находилась на шестом месте среди десяти регионов СФО (6,1%). Однако относительно среднероссийского уровня безработицы (3,9% в 2022 г.) ситуация выглядит не так благополучно: областные показатели превзошли средний по РФ в 1,56 раза.
Особенностью трудовых ресурсов Новосибирской области является относительно высокая доля специалистов с высшим образованием в общей численности занятых — 33,8 % в 2021 г. при относительно низкой доле специалистов со средним профессиональным образованием — 40,1 % (минимальный уровень во всем Сибирском федеральном округе).
Таблица 1. Образовательный уровень занятых в Российской Федерации в 2021 г., % к итогу
Регион | Занятые, всего | В том числе имеют образование | |
высшее | среднее профессиональное | ||
Российская Федерация | 100 | 34,7 | 45,2 |
Новосибирская область | 100 | 33,8 | 40,1 |
Сибирский федеральный округ | 100 | 29,9 | 43,9 |
в т.ч. | |||
Красноярский край | 100 | 30,2 | 43,0 |
Иркутская область | 100 | 28,6 | 42,2 |
Кемеровская область | 100 | 29,6 | 48,6 |
Омская область | 100 | 28,2 | 44,5 |
Томская область | 100 | 29,7 | 44,2 |
Другими словами, намечается избыток работников с высшим образованием при потенциальном дефиците работников со среднепрофессиональным образованием (СПО). С одной стороны, это является преимуществом области и позволяет реализовать такие амбициозные и наукоемкие проекты:
- Новосибирский научный центр «Академгородок 2.0», включающий в себя «Кампус мирового уровня НГУ», Суперкомпьютерный центр «Лаврентьев» и др. Ожидается, что после реализации этого проекта число жителей Академгородка вырастет в 2,5 раза до 200 000 человек.
- «Биотехнопарк», в котором будут реализованы самые передовые фармацевтические, медицинские и биотехнологии.
С другой стороны, создание наукоемких проектов невозможно без рабочих рук. Сотрудники с высшим образованием смогут приступить к работе только после материального воплощения таких проектов в бетоне, железе, стекле. Это опять же требует широкого привлечения работников со среднепрофессиональным образованием.
Повышенный спрос на данную категорию прогнозируется в связи с началом в ближайшем будущем крупнейших трудоемких проектов области:
- промышленно-логистический парк площадью 2 000 га.
- реконструкция АО «Аэропорт Толмачево» стоимостью более 60 млрд рублей;
- Разрез Богатырь, около 56 млрд рублей;
- реконструкция системы централизованного теплоснабжения Новосибирска, более 20 млрд рублей;
- индустриальный парк «PNK Парк Пашино», около 14 млрд рублей.
- мультимодальный транспортно-логистический центр, 4,7 млрд рублей;
Состояние рынка труда Новосибирской области
Если рассматривать столицу области, то по данным Центра занятости населения г. Новосибирска на начало мая 2023 г. на одну вакансию приходилось 0,27 кандидата, а потребность в работниках предприятий и организаций составила 21,6 тыс. человек. Больше всего вакансий числится в обрабатывающей промышленности (19,7%), торговля и ремонт автомототранспорта (14,9%), здравоохранение и социальные услуги (10,9%).
ТОП-10 наиболее востребованных профессий на рынке труда г. Новосибирска по данным Центра занятости:
- Швея (889 вакансий)
- Водитель автомобиля (730 вакансий)
- Уборщик производственных и служебных помещений (595 вакансий)
- Охранник (412 вакансий)
- Полицейский-водитель (411 вакансий)
- Специалист (378 вакансий)
- Повар (367 вакансий)
- Полицейский (303 вакансий)
- Продавец-кассир (298 вакансий)
- Продавец продовольственных товаров (294 вакансий)
Как видим, ТОП ориентирован в основном на работников со среднеспециальным образованием.
С точки зрения среднемесячной зарплаты в декабре 2022 г. лидировали работники в области финансов (155 831 руб.), научных исследований (140 409 руб.), информации и связи (136 378 руб.), госуправления и обеспечения военной безопасности (112 231 руб.).
Логично предположить, что наиболее зарплатные должности предлагаются людям с высшим образованием. Следом идут вакансии под потенциальных специалистов со среднепрофессиональным образованием: производство кокса и нефтепродуктов (103 811 руб.), производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (96 528 руб.), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (94 143 руб.), производство автотранспортных средств, производство прочих транспортных средств и оборудования (92 251 руб.).
Этот вывод косвенно подтверждают данные Госкомстата: на 31 октября 2022 г. из требуемых для Новосибирской области специалистов в количестве 1 511 737 человек на специалистов высшего уровня квалификации приходится 341 005 вакансий, на специалистов со средним образованием (включая служащих, операторов, квалифицированных рабочих) — 917 758 вакантных рабочих мест (т. е. в 2,7 раза больше).
Потенциально потребность в рабочих руках могли бы закрыть колледжи и техникумы, но по данным Министерства просвещения РФ общая численность студентов, обучающихся в Новосибирской области по программам СПО, составляет 71 181 чел. В 2022 г. выпуск обучающихся по программам СПО составил всего 14 929 чел.
Система образования дефицитные категории восполнить пока не в состоянии.
Другими вариантами решения данной проблемы является трудовая миграция из других регионов и стран, а также содействие добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Переселение соотечественников
В Новосибирской области действует программа «Оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом». Среди всех переселенцев к трудоспособным относится 69,5%. Более 57% имеют высшее или незаконченное высшее образование, 33,5% — среднее профессиональное образование. Подавляющая часть всех прибывших в 2022 г. (76,2%) уже работала по найму, осуществляла предпринимательскую или фермерскую деятельность.
Новосибирская область является наиболее привлекательным местом переселения прежде всего для жителей Казахстана — около 80% заявок на участие в государственной программе.
Область занимает второе место по России по количеству прибывших соотечественников с печальным показателем 3 385 прибывших человек за 2022 г., который не обеспечивает для местного рынка реальной доли квалифицированных рабочих.
Трудовая миграция в область
Число прибывших в Новосибирскую область трудовых мигрантов устойчиво превышает число покинувших область. Это относится и к внутрироссийским мигрантам, и к мигрантам из стран СНГ.
Миграционный прирост значительно сократился лишь в 2020 г. в связи с ковидными ограничениями (но остался положительным: +2015 человек), но уже в 2021 г. вернулся к докризисном уровню (+ 13372 человек).
Таблица 2. Миграция в Новосибирской области, человек
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
в том числе миграция в пределах России | ||||||
число прибывших | 61574 | 62646 | 69574 | 64390 | 57066 | 60845 |
число выбывших | 58956 | 61462 | 66796 | 61258 | 56516 | 59853 |
миграционный прирост, убыль (-) | 2618 | 1184 | 2778 | 3132 | 550 | 992 |
международная миграция | ||||||
число прибывших | 22360 | 23654 | 21295 | 17530 | 15864 | 18610 |
число выбывших | 9694 | 14162 | 16043 | 10294 | 14399 | 6230 |
миграционный прирост, убыль (-) | 12666 | 9492 | 5252 | 7236 | 1465 | 12380 |
из нее со странами СНГ | ||||||
число прибывших | 20483 | 22214 | 20587 | 16970 | 15357 | 18167 |
число выбывших | 9048 | 12115 | 14880 | 9692 | 14064 | 5985 |
миграционный прирост, убыль (-) | 11435 | 10099 | 5707 | 7278 | 1293 | 12182 |
Численность прибывших из стран СНГ составила в 2021 г. около 30% от общего числа прибывших.
Однако, кардинально изменился характер миграционных потоков. Миграционный прирост от внутрироссийского перемещения трудовых ресурсов стремится к нулю (+2618 человек в 2016 г. и +992 в 2021 г.). Одновременно миграционный прирост за счет международной миграции (в основном из стран СНГ) вырос по сравнению с 2018 г. в 2,3 раза.
За 2022 г. по данным МВД с целью трудоустройства в область въехали 154 675 иностранных граждан. Было выдано 38 062 патента на осуществление трудовой деятельности и 591 разрешение на работу. Получено 45 567 уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами.
По данным Министерства труда и социального развития Новосибирской области основными «поставщиками» иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья, без учета стран-участниц Евразийского экономического союза остается Узбекистан (54,5% от числа получивших патенты) и Таджикистан (41,2%). Из 30 визовых стран, граждане которых в 2021 году осуществляли трудовую деятельность, лидирующие позиции имеют Китай (82,4% от числа выданных разрешений на работу).
Наибольшим спросом у работодателей пользовались подсобные рабочие (39,0% от предоставивших уведомления), грузчики (5,8%), повара (4,8%), уборщики производственных и служебных помещений (4,3%), дворники (2,5%), каменщики (2,2%).
Как видим, иностранные работники задействуются в основном на неквалифицированных должностях. Намечающийся дефицит специалистов они также покрыть вряд ли смогут.
Кроме того, существенные риски трудовой миграции в области связаны с проблемами управления и распределения иностранных граждан. Бесконтрольная выдача на территории Новосибирска справок и документов, позволяющих приезжим работать и проживать в городе, не имея на то оснований, привела к повышенной концентрации мигрантов, в том числе не способных к адаптации, в отдельных частях города, например, Ленинском районе. Официальная статистика и ведомственные отчеты такого рода факты практически не отражают. Следовало бы дополнить их такими показателями, как, например, доля школьников территории, не владеющих русским языком, или доля иностранцев в рабочей силе конкретного района.
Вывод
- Для воплощения амбициозных проектов Новосибирская область уже сейчас остро нуждается в притоке рабочих рук. В ближайшем будущем их дефицит будет только возрастать, в т.ч. по причине старения населения.
- Ожидаемый экономический рост в других регионах России усилит конкуренцию за квалифицированные кадры. Однако Новосибирская область имеет все шансы победить в борьбе за специалистов, используя уникальные преимущества. Для этого наукоемкими следует сделать и рабочие профессии, чтобы один вооруженный новой техникой работник мог заменить нескольких обычных работников. Успешный опыт этого уже имел место в нашей стране в 1920-30-е годы.
- Официальная статистика и ведомственные отчеты не позволяют заранее фиксировать ни факты кризиса рабочих рук, ни необходимость стимулирования притока специалистов, ни проблемы, связанные с привлечением иностранных кадров. В силу инерции бюрократическая машина обращает внимание на проблему только тогда, когда она становится критической. Проблема требует качественного изменения в прогнозировании миграции через сбор и анализ новых данных, а также формирование сводной базы ключевых показателей.
- Мировой опыт показывает, что иностранная трудовая миграция может пойти на пользу экономическому росту, но при выполнении как минимум двух условий: полная информационная прозрачность этого процесса и жестко увязанная с законодательством принимающего государства высокая мотивация мигрантов к изучению и соблюдению норм и традиций местного населения. Для повышения качества управления миграцией на территории Новосибирской области в приоритетном порядке требуется жесткий контроль оснований по выдаче иностранным гражданам разрешительных документов.