Рынок труда Ростовской области: работников все меньше, а зарплаты все выше?

Аналитики Media-MIG изучили социально-экономические показатели региона.

© Максим Кимерлинг/Коммерсантъ

По индексу производительности труда Ростовская область в 2021 г. находилась на 47 месте среди всех субъектов Российской Федерации. Межрегиональная эффективность экономики области явно недостаточна для развития новых современных производств. При этом область сталкивается с сокращением численности трудоспособного населения, что может негативно повлиять на экономическое развитие области.

Состояние трудовых ресурсов Ростовской области

Министерство экономического развития Ростовской области 14 июня 2023 г. опубликовало статистические данные о региональном рынке труда, согласно которым численность работников в январе-марте 2023 г. составила 1 032 252 человек, а средняя заработная плата достигла 46 931,1 руб. По сравнению с январем 2019 г. численность работников сократилась на 31 531 человек (или на 3%), а зарплаты напротив выросли на 59% (или на 17 332 руб.).

Среди отраслей по темпам роста зарплат лидируют добыча полезных ископаемых (+89% по сравнению с 2019 г.) и деятельность в области информации и связи (+88% по сравнению с 2019 г.). Хуже всего обстоят дела в сфере недвижимого имущества: за четыре года доходы работников выросли лишь на 41%, а количество занятых сократилось на 19%.

При этом спрос на трудовые ресурсы в ближайшие годы будет только возрастать: Минэкономразвития Ростовской области ожидает, что в 2030 г. выпуск промышленного производства возрастет в 2,7 раза относительно уровня 2010 г. при среднероссийском росте в 2,2 раза. Речь идет в первую очередь о промышленном производстве, добыче и переработке угля, производстве пищевых продуктов, строительных материалов, строительстве, машиностроительном комплексе. Все эти отрасли относятся к трудоемким, т. е. увеличение производства требует новых рабочих рук.

Уровень безработицы в Ростовской области можно считать низким: в среднем — 3,4% за январь—март 2023 г. при уровне занятости населения 60%.

К концу апреля 2023 г. нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в государственных учреждениях службы занятости, составила 0,27 человек на 1 заявленную вакансию, что на 20,6% ниже уровня соответствующего периода прошлого года.

Приведенные данные говорят о том, что при сохранении нынешних тенденций в экономике и демографии Ростовская область может перейти в разряд трудодефицитных. Это в свою очередь ограничит рост производственного потенциала. Особенно это касается реализации амбициозных новых проектов, как «Новый Ростов», предусматривающий строительство невиданного по своим масштабам жилого комплекса на территории старого аэропорта в Ростове-на-Дону площадью более 367 гектаров.

Косвенно наблюдение подтверждают данные hh.ru по взрывному росту вакансий в марте, апреле и особенно в мае 2023 г. (+63% по сравнению с маем 2022 г.). Общее количество размещенных на портале резюме, напротив, в мае сократилось на 8%. Наблюдается и резкий рост активности людей, ищущих вакансии по направлению «Высший и средний менеджмент». Одновременно в 2023 г. произошло значительное снижение числа резюме в таких сферах, как «Транспорт, логистика, перевозки» (-24%) и «Автомобильный бизнес» (-29%).

Среди работодателей на портале hh.ru резко активизировались организации из сферы страхования (+230% заявок на работников), автомобильного бизнеса (+148%), транспорта, логистики, перевозок (+127%).

Спрос на рынке труда Ростовской области

Потребность организаций Ростовской области в работниках оценивается в 54 679 чел. При этом в январе-ноябре 2022 г. в другие регионы России отсюда выбыло 35 077 человек (помимо столичных агломераций это Краснодарский край, Севастополь, Республика Крым, Воронежская область), а прибыло всего 31 226 человек (в основном из Дагестана, Ставрополья, Тюменской области, Чеченской республики, Республики Северная Осетия-Алания). Разрыв в 3 851 человек был частично покрыт на счет международной миграции — прежде всего из Украины, граждане которой составили 51% всех прибывших из стран СНГ.

За весь 2022 г. миграционный прирост (разность между прибывшими и выбывшими) из стран бывшего СССР обеспечили только две страны: Украина (+5 447 человек) и Таджикистан (+685 человек).

Указ Президента «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019?2025 гг. от 31.10.2018 N 622 значительно упростил правила получения гражданства для лиц, пребывающих с территорий боевых действий, что привлекло в Ростовскую область значительный поток мигрантов из географически близких юго-восточных районов Украины. Резко упал приток из Армении, Азербайджана, Узбекистана и Казахстана — прирост из этих стран стал отрицательным. Миграция из стран дальнего зарубежья незначительна и не дотягивает до трёх тысяч человек.

Главными центрами притяжения мигрантов является Ростов-на-Дону и прилегающие к нему районы, т. к. в урбанизированной, поликультурной среде приезжим проще адаптироваться и найти работу.

Министерство труда и социальной защиты РФ выделило для Ростовской области на 2023 г. всего 36 квот иностранным гражданам, прибывающим на работу (см. таблицу 1). Это в 2,5 раза меньше числа квот, выделенных на 2022 г. (92 квоты).

Квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Ростовскую область, разрешений на работу на 2023 г.

Профессия

Численность иностранных работников, планируемых к привлечению по данной профессии, чел.

Массажист

27

Оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок

5

Мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов

3

Повар

1

ИТОГО

36

Как видно из таблицы, большая часть квотируемых профессий не требует высокой квалификации. Исключение составляют лишь две позиции, которые можно отнести к высокотехнологичным: «Оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок» и «Мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов».

Однако ничтожное количество квот по этим профессиям не способно оказать какого-либо влияния на положение дел в экономике Ростовской области.

Ситуация может объясняться несколькими причинами:

  1. Промышленные предприятия Ростовской области не нуждаются в иностранных высококвалифицированных кадрах.
  2. Иностранные работники, которые прибывают из стран с визовым режимом въезда в Россию, не имеют требуемых для промышленных предприятий Ростовской области высокотехнологичных компетенций.
  3. Потребность региона в высококвалифицированных кадрах полностью покрывается за счет собственных граждан.

Что касается массовой трудовой миграции из стран ЕАЭС и стран безвизового режима въезда (Таджикистан, Узбекистан), то по данным МВД за 2022 г. в Ростовскую область с целью трудоустройства прибыло 88 690 иностранных граждан (в 2021 г. — 82 690), которым выдали 14 037 патентов (в 2021 г. — 16 934), оформили 19 602 трудовых договоров (в 2021 г. — 16 403) и 329 разрешений на работу (в 2021 г. — 251).

Размер авансового платежа по патенту для иностранцев в отдельных субъектах ЮФО, руб.

 

2021

2022

2023

Ростовская область

4 026

4 277

4 903

Астраханская область

3 411

3 711

4 974

Волгоградская область

4 026

4 277

4 903

Краснодарский край

4 474

5 940

6 810

Севастополь

5 456

5 614

6 783

В отличие от Севастополя и Краснодара (в последнем с 2022 г. введены также запреты на трудоустройство иностранных граждан на основании патента по отдельным видам экономической деятельности Ростовская область не ставит целью снижение трудовой миграции.

Вывод

  1. Ростовский рынок труда характеризует убыль местного трудоспособного молодого населения, которую частично компенсирует международная миграция. С федеральной точки зрения область не является центром притяжения трудоспособного населения из России и стран СНГ. В то же время среди регионов ЮФО по количеству трудовых мигрантов область занимает 3 место в том числе за счет прибывших из восточных регионов Украины.
    Грядущее масштабное строительство в регионе, очевидно, изменит ситуацию, повысив спрос на рабочую силу, в том числе иностранную, а также требования к качеству прогнозирования и управления миграционными процессами.
  2. Контроль международной миграции в регионе, как и в любом субъекте РФ, расщеплен между разными ведомствами: МВД, Минтруда, Министерством экономического развития. Каждое сосредоточено на своем аспекте, и, как следствие, миграционная статистика является кусочной, не позволяет анализировать весь миграционный процесс в его целостности, что ухудшает качество его прогнозирования и управления.
    В некотором роде разрозненная статистика позволяет ведомствам аргументировать и продвигать собственное, узкопрофильное видение миграционного курса.
  3. Первым шагом для решения проблемы является информационная прозрачность и информационная полнота. Настоятельно требуются единые сводные данные с детальной и развернутой статистикой, включая и косвенные индикаторы: медицинские сведения о мигрантах, перечень сданных ими экзаменов, число выданных страховок, размеры оплаты патентов и др.

Понимая значимость этой проблемы, Media-MIG приступает к ее изучению и продолжит знакомить читателей с результатами в будущих публикациях.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Рынок труда / Рынок труда Ростовской области: работников все меньше, а зарплаты все выше?