
По индексу производительности труда Ростовская область в 2021 г. находилась на 47 месте среди всех субъектов Российской Федерации. Межрегиональная эффективность экономики области явно недостаточна для развития новых современных производств. При этом область сталкивается с сокращением численности трудоспособного населения, что может негативно повлиять на экономическое развитие области.
Состояние трудовых ресурсов Ростовской области
Министерство экономического развития Ростовской области 14 июня 2023 г. опубликовало статистические данные о региональном рынке труда, согласно которым численность работников в январе-марте 2023 г. составила 1 032 252 человек, а средняя заработная плата достигла 46 931,1 руб. По сравнению с январем 2019 г. численность работников сократилась на 31 531 человек (или на 3%), а зарплаты напротив выросли на 59% (или на 17 332 руб.).
Среди отраслей по темпам роста зарплат лидируют добыча полезных ископаемых (+89% по сравнению с 2019 г.) и деятельность в области информации и связи (+88% по сравнению с 2019 г.). Хуже всего обстоят дела в сфере недвижимого имущества: за четыре года доходы работников выросли лишь на 41%, а количество занятых сократилось на 19%.
При этом спрос на трудовые ресурсы в ближайшие годы будет только возрастать: Минэкономразвития Ростовской области ожидает, что в 2030 г. выпуск промышленного производства возрастет в 2,7 раза относительно уровня 2010 г. при среднероссийском росте в 2,2 раза. Речь идет в первую очередь о промышленном производстве, добыче и переработке угля, производстве пищевых продуктов, строительных материалов, строительстве, машиностроительном комплексе. Все эти отрасли относятся к трудоемким, т. е. увеличение производства требует новых рабочих рук.
Уровень безработицы в Ростовской области можно считать низким: в среднем — 3,4% за январь—март 2023 г. при уровне занятости населения 60%.
К концу апреля 2023 г. нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в государственных учреждениях службы занятости, составила 0,27 человек на 1 заявленную вакансию, что на 20,6% ниже уровня соответствующего периода прошлого года.
Приведенные данные говорят о том, что при сохранении нынешних тенденций в экономике и демографии Ростовская область может перейти в разряд трудодефицитных. Это в свою очередь ограничит рост производственного потенциала. Особенно это касается реализации амбициозных новых проектов, как «Новый Ростов», предусматривающий строительство невиданного по своим масштабам жилого комплекса на территории старого аэропорта в Ростове-на-Дону площадью более 367 гектаров.
Косвенно наблюдение подтверждают данные hh.ru по взрывному росту вакансий в марте, апреле и особенно в мае 2023 г. (+63% по сравнению с маем 2022 г.). Общее количество размещенных на портале резюме, напротив, в мае сократилось на 8%. Наблюдается и резкий рост активности людей, ищущих вакансии по направлению «Высший и средний менеджмент». Одновременно в 2023 г. произошло значительное снижение числа резюме в таких сферах, как «Транспорт, логистика, перевозки» (-24%) и «Автомобильный бизнес» (-29%).
Среди работодателей на портале hh.ru резко активизировались организации из сферы страхования (+230% заявок на работников), автомобильного бизнеса (+148%), транспорта, логистики, перевозок (+127%).
Спрос на рынке труда Ростовской области
Потребность организаций Ростовской области в работниках оценивается в 54 679 чел. При этом в январе-ноябре 2022 г. в другие регионы России отсюда выбыло 35 077 человек (помимо столичных агломераций это Краснодарский край, Севастополь, Республика Крым, Воронежская область), а прибыло всего 31 226 человек (в основном из Дагестана, Ставрополья, Тюменской области, Чеченской республики, Республики Северная Осетия-Алания). Разрыв в 3 851 человек был частично покрыт на счет международной миграции — прежде всего из Украины, граждане которой составили 51% всех прибывших из стран СНГ.
За весь 2022 г. миграционный прирост (разность между прибывшими и выбывшими) из стран бывшего СССР обеспечили только две страны: Украина (+5 447 человек) и Таджикистан (+685 человек).
Указ Президента «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019?2025 гг. от 31.10.2018 N 622 значительно упростил правила получения гражданства для лиц, пребывающих с территорий боевых действий, что привлекло в Ростовскую область значительный поток мигрантов из географически близких юго-восточных районов Украины. Резко упал приток из Армении, Азербайджана, Узбекистана и Казахстана — прирост из этих стран стал отрицательным. Миграция из стран дальнего зарубежья незначительна и не дотягивает до трёх тысяч человек.
Главными центрами притяжения мигрантов является Ростов-на-Дону и прилегающие к нему районы, т. к. в урбанизированной, поликультурной среде приезжим проще адаптироваться и найти работу.
Министерство труда и социальной защиты РФ выделило для Ростовской области на 2023 г. всего 36 квот иностранным гражданам, прибывающим на работу (см. таблицу 1). Это в 2,5 раза меньше числа квот, выделенных на 2022 г. (92 квоты).
Квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Ростовскую область, разрешений на работу на 2023 г.
Профессия | Численность иностранных работников, планируемых к привлечению по данной профессии, чел. |
Массажист | 27 |
Оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок | 5 |
Мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов | 3 |
Повар | 1 |
ИТОГО | 36 |
Как видно из таблицы, большая часть квотируемых профессий не требует высокой квалификации. Исключение составляют лишь две позиции, которые можно отнести к высокотехнологичным: «Оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок» и «Мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов».
Однако ничтожное количество квот по этим профессиям не способно оказать какого-либо влияния на положение дел в экономике Ростовской области.
Ситуация может объясняться несколькими причинами:
- Промышленные предприятия Ростовской области не нуждаются в иностранных высококвалифицированных кадрах.
- Иностранные работники, которые прибывают из стран с визовым режимом въезда в Россию, не имеют требуемых для промышленных предприятий Ростовской области высокотехнологичных компетенций.
- Потребность региона в высококвалифицированных кадрах полностью покрывается за счет собственных граждан.
Что касается массовой трудовой миграции из стран ЕАЭС и стран безвизового режима въезда (Таджикистан, Узбекистан), то по данным МВД за 2022 г. в Ростовскую область с целью трудоустройства прибыло 88 690 иностранных граждан (в 2021 г. — 82 690), которым выдали 14 037 патентов (в 2021 г. — 16 934), оформили 19 602 трудовых договоров (в 2021 г. — 16 403) и 329 разрешений на работу (в 2021 г. — 251).
Размер авансового платежа по патенту для иностранцев в отдельных субъектах ЮФО, руб.
2021 | 2022 | 2023 | |
Ростовская область | 4 026 | 4 277 | 4 903 |
Астраханская область | 3 411 | 3 711 | 4 974 |
Волгоградская область | 4 026 | 4 277 | 4 903 |
Краснодарский край | 4 474 | 5 940 | 6 810 |
Севастополь | 5 456 | 5 614 | 6 783 |
В отличие от Севастополя и Краснодара (в последнем с 2022 г. введены также запреты на трудоустройство иностранных граждан на основании патента по отдельным видам экономической деятельности Ростовская область не ставит целью снижение трудовой миграции.
Вывод
- Ростовский рынок труда характеризует убыль местного трудоспособного молодого населения, которую частично компенсирует международная миграция. С федеральной точки зрения область не является центром притяжения трудоспособного населения из России и стран СНГ. В то же время среди регионов ЮФО по количеству трудовых мигрантов область занимает 3 место в том числе за счет прибывших из восточных регионов Украины.
Грядущее масштабное строительство в регионе, очевидно, изменит ситуацию, повысив спрос на рабочую силу, в том числе иностранную, а также требования к качеству прогнозирования и управления миграционными процессами. - Контроль международной миграции в регионе, как и в любом субъекте РФ, расщеплен между разными ведомствами: МВД, Минтруда, Министерством экономического развития. Каждое сосредоточено на своем аспекте, и, как следствие, миграционная статистика является кусочной, не позволяет анализировать весь миграционный процесс в его целостности, что ухудшает качество его прогнозирования и управления.
В некотором роде разрозненная статистика позволяет ведомствам аргументировать и продвигать собственное, узкопрофильное видение миграционного курса. - Первым шагом для решения проблемы является информационная прозрачность и информационная полнота. Настоятельно требуются единые сводные данные с детальной и развернутой статистикой, включая и косвенные индикаторы: медицинские сведения о мигрантах, перечень сданных ими экзаменов, число выданных страховок, размеры оплаты патентов и др.
Понимая значимость этой проблемы, Media-MIG приступает к ее изучению и продолжит знакомить читателей с результатами в будущих публикациях.