В Челябинске на базе Южно-Уральского государственного университета прошел семинар по обмену опытом обучения детей-мигрантов, организованный вузовской кафедрой русского языка как иностранного. Проблема актуальна для педагогов многих российских школ, которые работают с детьми из семей иностранных граждан, зачастую не имеющими внешкольной языковой практики. Домашнее общение исключительно на родном языке остается одним из основных факторов замыкания таких семей в земляческих сообществах, препятствуя нормальной интеграции. В этой связи развитие практики обучения русскому языку детей-инофонов приобретает особый смысл, поскольку способствует не только усвоению школьной программы, но и социокультурной адаптации.

На семинар были приглашены педагоги, имеющие успешный опыт работы с детьми мигрантов, участвующие в проекте Комитета по делам образования города Челябинска «Обучение русскому языку как неродному в условиях поликультурной среды г. Челябинска». Они поделились с коллегами своими разработками и идеями, рассказали, как выстраивается взаимодействие с родителями учеников, с лидерами общественных и религиозных организаций. Занимаясь с детьми мигрантов, учителя зачастую используют оригинальные методики, такие как речевые разминки, песни, танцы, постановки и даже игры, которые позволяют детям лучше воспринимать язык на слух. 

MEDIA-MIG ранее писал о проектах по интеграции детей инофонов. В Калужской области успешно развивается программа «Одинаково разные», которая нацелена на комплексную профессиональную помощь, адресованную детям мигрантов, их родителям, а также учителям.  В Ленинградской области работает общественная организация “Дети Петербурга”, оказывающая волонтерскую помощь детям трудовых мигрантов.

Светлана Зайцева