
Штраф 7000 рублей для человека, напавшего в Екатеринбурге на 11-летнего ребенка в шапке с буквой Z, вызвал волну возмущения в СМИ и соцсетях. Причем, проблема гораздо глубже и опаснее. Огромное количество чиновников напрочь отказываются ощущать дух российских законов и осознавать суть национальных интересов, ставя под угрозу безопасность государства. В этой связи, когда мы рассматриваем тему нарушений законов Российской Федерации иностранными гражданами, особенно с акцентом на их не просто презрительном, а прямо маргинальном восприятии нашей нормативной системы, важно понимать, что такое отношение в них развивают именно представители органов, отвечающие за исполнение установленных норм.
Особенно четко это прослеживается на примерах правоприменительной практики по фактам резонансных преступлений, совершенных россиянами.
Насмешка над государственными интересами
Освежим память кратким сюжетом екатеринбургского балагана: 21 апреля 2023 года Александр Неустроев нападает на 11-летнего мальчика, сына участника СВО ВС РФ по защите Донбасса. По факту заводят административное дело. Далее возбуждают «уголовку» по статье «хулиганство» (до 5 лет лишения свободы), и в итоге... Ленинский районный суд Екатеринбурга прекращает дело в связи с «деятельным раскаянием» Неустроева.
Общественность отреагировала бурно, понегодовали депутаты и юристы. Очевидно, что пробуждение от спячки мотивирует формирование реальной гражданской позиции, наблюдается запрос на четкое, понятное и, конечно, оперативное применение наказаний по важным делам. Однако надзорно-судебная система продолжает пребывать в растерянности. Принимать решения без инструкций на местах давно разучились. Как результат, государство получает серию аналогичных случаев.
Июль:
- Челябинская область. Мигрант столкнул со ступенек военнослужащего, участника СВО. В августе пострадавший скончался. Средства массовой информации сообщили о возбуждении Следственным комитетом уголовного дела и об объявлении подозреваемого в розыск. О задержании предполагаемого убийцы пока не объявлялось.
Август:
- Забайкалье, трое мужчин избили инвалида-ветерана СВО. Уголовное дело было изначально возбуждено по статье «повреждение имущества» (из-за повреждения автомобиля жертвы избиения), однако после возникновения общественного резонанса к ней добавилось еще несколько статей — в том числе о дискредитации армии. Подозреваемые задержаны;
- Краснодар. Местная жительница устроила скандал членам семей участников СВО, которые во дворе плели маскировочные сети для российских военных, и публично их оскорбляла. По информации СМИ, на женщину был составлен административный протокол за дискредитацию армии. Ее дочь написала в полицию заявление о том, что после случившегося ей и ее матери якобы угрожают в соцсетях. О рассмотрении этого заявления пока ничего неизвестно. Однако сам написания заявления заставляет усомниться в искреннем раскаянии тех, кто оскорблял семьи российских воинов;
- Крым. Местный житель, относящийся к так называемым «ждунам», угрожал сжечь заживо сотрудника автозаправки за одежду с символикой в поддержку российской армии. После размещения записи инцидента в Интернет-сообществе «Крымский СМЕРШ», виновный был оперативно задержан. На него составлен административный протокол за дискредитацию армии. По информации из соцсетей, решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Согласно приводимой журналистами статистике, Крым пока лидирует среди субъектов Федерации по реагированию на такого рода инциденты. Но в большинстве подобных случаев в других регионах, государственные органы активно реагируют на происходящее, когда информация попадает в СМИ и соцсети.
Список инцидентов можно продолжать долго. Несмотря на то, что носители антигосударственных идей находятся в обществе в абсолютном меньшинстве, они ведут себя дерзко и развязано.
Проблема грандиозная
На фоне подобного безразличия и бессилия вызывающее поведение охотно перенимают мигранты, которые усваивают сложившиеся «традиции» в работе надзорно-судебной системы РФ. Рост преступности среди данной категории во многом порожден описанной ситуацией.
«Давайте говорить начистоту, проблема криминала среди мигрантов сводится к двум «НЕ»: иностранцы законы не понимают и/или не уважают. В первую очередь, это, понятно, вопрос к довыездной подготовке. Основные нормы необходимо разъяснять еще в Центральной Азии, учитывать цивилизационный разрыв. Но также к проблеме первой очереди относится и репутация всей системы наказаний РФ. Откуда берется, к примеру, наглость в общении мигранта с полицейскими: толкнуть, схватить сотрудника при исполнении? Все просто. Человек приехал в Россию, ему нужно оформить десяток документов. Официально — за месяц с приложением усилий. Неофициально — за день с приложением N-ой суммы, в том числе для все тех же сотрудников миграционных органов. Мониторинг нарушений по 322.1 УК РФ дает четкую картину основных участников таких схем: недавние мигранты с официальным статусом или гражданством России, коренные жители, от рядового предпринимателя до муниципального депутата и далее — до начальника территориального УВМ МВД и выше. Вот — первое впечатление мигранта от нашего государства. На это впечатление накладываются усилия диаспор и распрогандированность самих иностранцев, которые в родных странах впитывают довольно агрессивные идеи религиозной непогрешимости или национального превосходства» — поделился своими размышлениями в интервью Media-MIG президент Комитета ветеранов спецслужб Виктор Варман.
Дальнейшее развитие событий, по наблюдению эксперта, лишь закрепляет пагубную тенденцию.
Мигрант-родитель, усвоивший основы порочной коррупционной системы, заботливо передает знания о безнаказанности своим детям: «жить можно так». И вот это уже — конкретный путь канклавизации. Не потому, что в Россию едут «пещерные дикари», как внушают большие специалисты, а потому, что культура нормальной правоприменительной практики отсутствует даже на уровне местного населения
Недружественная цифра
Ко всему описанному присовокупляется кадровый голод в МВД России. О критической ситуации в начале августа заявлял Министр внутренних дел Российской Федерации, генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев.
По мнению Виктора Варман, это может означать, что контроль миграционных процессов неминуемо уйдет на второй план, хотя ресурсы для оптимизации штатного расписания у ведомства имеются:
«Уже вскоре после заявления Владимира Колокольцева стало известно об инициативе МВД России по внесению поправок в закон "Об оперативно-розыскной деятельности" для расширения полномочий в части сбора и анализа цифровых доказательств. Проще говоря, в ведомстве предлагают увеличить бюджет на сотрудников и оборудование для обработки тех данных, которые планируется затребовать у операторов связи и администрации различных сервисов. Актуальность такого предложения сомнительна хотя бы по той причине, что в полиции не дружат с технологиями, не исключая миграционные подразделения. Многострадальная информационная система*ГИСМУ, призванная стать единой базой данных по миграции, дорабатывается который год со все новыми и новыми миллиардными вливаниями».
Виктор Варман также напоминает, что существует уже готовое цифровое решение, которое позволяет отслеживать процесс проведения комплексного экзамена среди иностранных граждан, доступ к которому для органов власти предоставляется бесплатно. Однако МВД России продукт не интересует.
«Мы имеем конкретный пример долгого пути полицейского к цифровым доказательствам. Существующие базы данных по экзаменам не содержат полный архив сессии, то есть сотрудник полиции из этих баз может узнать только, получал ли вообще мигрант сертификат о прохождении экзамена, но не оценить его навыки на записи. С этой целью необходимо обращаться в ВУЗ, хранящий аудиовизуальные данные на мигранта в архиве. Для оптимизации этой истории разработана информационная система IT-Аксиома, которая собирает и хранит полный пакет документ на каждого иностранца, который сдавал экзамен. Использовать систему можно бесплатно. Учитывая масштаба нынешней борьбы с незаконным пребыванием иностранцев в России, отслеживанием их перемещений, формированием цифрового профиля с аудивизуалом, такая система позволит сократить издержки на расследование огромного пласта нарушений. Причем ее ценность куда более глобальная, что подтверждает рынок. Экспертные оценки стоимости одного такого уникального экзаменационного профиля на иностранца впечатляют. Тем не менее, в МВД от такой возможности всячески открещиваются. Летом Комитет ветеранов спецслужб взял этот случай в работу, мы устанавливаем возможные коррупционные факторы сложившейся ситуации, изучаем аргументы, которые уполномоченные лица высказывают против внедрения системы. Критики они не выдерживают».
Крестовый подход против технологий символизирует, что МВД в миграционном поле куда удобнее работать кустарными методами, реализуя бессистемные проверочные мероприятия, запуская бесконечное множество уголовок по 322.1 УК РФ и упуская реальные схемы нарушений, которые и наводняют Россию мигрантами, не способными и не желающими воспринимать нормы нашей жизни.
Французские аллюзии
Традиционные беспорядки во Франции выявляют высокую вовлеченность в них молодежи мигрантского происхождения. Местные правые политики пытались давать примитивные рецепты разрешения ситуации — прекратить пускать во Францию мигрантов. Но что это может решить в ситуации, когда большинство молодых вандалов — граждане Франции, а из-за границы приехали их деды или прадеды.
Более того, в странах, из которых они происходят, уровень преступности может быть не выше, чем в самой Франции. Проблема — не в факте миграции как таковой, а в том, что внедрение ультралиберальных практик в системе судопроизводства и безразличие чиновников позволяют молодым правонарушителям запросто уходить от ответственности и формируют у них ощущение безнаказанности.
Но политикам гораздо проще свалить все на пресловутый национально-культурный фактор.
Аналогичные тенденции наблюдаются в России. Мигрант становится заложником особых социальных норм — как «писаных», так и «неписанных» — законы и традиции родной страны для него не работает, так как он уехал оттуда, а как исполняются российские нормы закона, он хорошо понял еще на этапе оформления документов. В итоге он оказывается вне правового поля, искреннее не понимая, почему нельзя приставать к женщинам или толкать полицейского — это недоумение буквально написано на лицах целевой аудитории оперативных рейдов.
Виктор Варман предупреждает еще об одной угрозе, исходящей от формализма и обостренной осторожности сотрудников государственных органов.
Специалисты давно констатируют, что власти среднеазиатских республик избавляются от радикальных исламистов. Значительная часть таких граждан вместе с радикальными имамами перебираются в Россию. И здесь они чувствуют себя гораздо более вольготно, чем дома. Одни представители государственных структур просто не хотят вникать в проблему, другие — боятся прослыть ксенофобами и столкнуться с раздражением начальства по этому поводу. В итоге мы имеем мину замедленного действия. И если она „сдетонирует“ то последствия для нашего общества будут ужасающими
С этой точки зрения хорошо понятно, что источником ксенофобии являются именно пустые спекуляции, которые разжигают мигрантофобные настроения в то время, как насущной проблемой является освежение законодательной базы и наделение надзорных ведомств инструментами выявления и устранения миграционных нарушений.
Комитет ветеранов спецслужб уже начал работать над комплексом общественных мер, которые бы позволили улучшить ситуацию в сфере предотвращения наиболее острых угроз национальной безопасности, возникающих, как утверждает Виктор Варман, из-за чиновничьего равнодушия и избыточной псевдотолерантности.
Комплекс мер включает освещение проблемных инцидентов и коррупционных схем на страницах СМИ, разработку методических рекомендаций по выявлению наиболее распространенных нарушений в сфере миграции, подготовку предложений по внесению изменений в уголовное и административное законодательство и создание механизмов контроля над миграционными потоками. Работа проводится в том числе в партнерстве с АО «Аксиома», которая разработала в рамках развития своей информационной системы новый информационный модуль, позволяющий собирать данные об оплате мигрантами ряда услуг.
«Мы не склонны заниматься бесплодными рефлексиями. Чтобы сделать наше государство сильнее и безопаснее, конкретные информационные и правовые меры необходимо принимать уже сегодня», — подытожил Виктор Варман.