Эксперты в один голос говорят о том, что миграционный кризис возвращается в европейскую повестку. После окончания Второй мировой войны, в 1950-х, по Европе прокатилась первая мощная волна миграции. В то время это была организованная миграция, например, из разрушенной войной Италии в такую же разрушенную войной, но восстанавливавшуюся в том числе и на американские деньги Германию. Немцы подошли тогда к вопросу со всей тщательностью: специальные представительства проводили набор по заявкам промышленных компаний и отбор по состоянию здоровья и квалификации потенциальных мигрантов. Германии нужны были в то время механики для автопрома, например строители. Приезжали те же итальянцы, греки и другие по контракту на несколько лет с обязательством по истечении срока вернуться на родину. Но, конечно, возвращались не все и благодаря этому мы видим в сегодняшней Европе в том числе так много пиццерий.

Как о кризисе о миграции в богатые страны Европы впервые заговорили в конце 2015 г. Тогда, по разным оценкам, в страны ЕС прибыло от 1 млн до 1,8 млн беженцев и нелегальных мигрантов. В том же году в Средиземном море произошла целая серия морских катастроф, унесших жизни около 2400 человек.

Ситуация была спровоцирована сразу несколькими факторами:  геополитической обстановкой с ее глобальной нестабильностью, эгоистическими действиями властей некоторых стран и слабостью миграционной политики ЕС и европейских государств по отдельности на фоне острой потребности в притоке рабочей силы на территории со стремительно стареющим населением.

На сегодняшний день ни один из этих факторов не исчез и даже не стал менее значительным, а контроль над миграционными потоками в Европе практически утрачен. Миграционная проблема стала для Европы постоянной. И сегодня зарубежные СМИ и гуманитарные организации вновь публикуют страшные цифры уже нынешней весны. Не так давно всеобщее внимание было приковано к Сеуте и  Мелилье — испанским анклавам на севере Африки, MEDIA-MIG писал об этом очень опасном и во многом знаковом инциденте. В морских водах также наблюдается всплеск нелегальной миграции в прямом и переносном смысле. Многократно увеличивается число желающих нелегально добраться до европейских берегов, даже учитывая, что такой рост всегда приходится на начало летнего сезона, когда прогревшиеся морские воды дают беженцам больше шансов на выживание.

SOS Méditerranée, европейская морская и гуманитарная организация по спасению людей в Средиземном море, основанная как раз в мае 2015 г. после ряда морских катастроф, пишет о гибели 130 беженцев из Ливии, пытавшихся добраться до Европы на резиновой лодке.

Британская газета The Independent рассказывала о 3000 мужчин, женщин и детей, ищущих убежища, которые с начала года решились на маленьких лодках пересечь пролив Ла-Манш. Эта цифра более чем в два превышает статистику 2020 г.  Ситуация с нелегальными мигрантами разворачивается на фоне миллионов фунтов стерлингов, вложенных в повышение безопасности на французском побережье и обещаний министра внутренних дел Великобритании сделать такой маршрут «нежизнеспособным».

Тоже британский журнал The Economist сообщал со ссылкой на МВД Италии о 4290 беженцах, прибывших к берегам Италии в первой половине мая этого года. Для сравнения, за весь май прошлого года Италия встретила 1654 нелегала. Всего же на начало 2021 г. до итальянских берегов удалось добраться 13000 беженцам.

Панафриканское СМИ Africanews рассказывало о спасательной операции, проведенной 17 мая 2021 г. итальянскими правоохранителями у берегов многострадального итальянского острова Лампедуза, когда были спасены 75 мигрантов из Бангладеш. Сколько страждущих спасти так и не удается, остается только догадываться.

Италия и Мальта, Испания, некоторые страны восточной части Европы в силу своего географического положения становятся въездными воротами на пути беженцев из Африки в Европу и закономерно ждут от европейских партнеров соучастия в распределении миграционных потоков. Но пока европейская политика в части обуздания миграции может быть охарактеризована как топтание на месте. Ее едва ли не самое заметное достижение — так называемое Мальтийское соглашение, достигнутое в 2019 г. министрами внутренних дел Франции, Германии, Италии и Мальты. Соглашение предусматривает ряд мер по распределению беженцев в европейских государствах, что позволит снять непосильную нагрузку со стран, первыми принимающими десятки тысяч страждущих нелегалов. Но участие в соглашении носит добровольный характер, чем и пользуются многие государства.

Есть видимая тенденция к розыгрышу карты миграции во внутриполитическом противостоянии в странах ЕС.

Вполне ожидаемо, что партии как правого толка, так и либералы будут перетягивать одеяло электорального внимания на себя, лавируя между волнами мейнстрима борьбы с ковидом и ростом нелегальной миграции. И это означает, что неуправляемая миграция станет фактором управления политикой в значительной части мира.

Елена Мохова