
Виновата пандемия?
К выводу о том, что миграционная политика в России нуждается в качественной перезагрузке пришли давно. В недавнем интервью «Парламентской газете» глава комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин заявил, что 450 тыс. детей-мигрантов не посещают школы. Такие данные ему предоставили в Минпросвещения. «Мы предлагаем разработку нормативно-правовой основы работы по адаптации мигрантов. Пока она не создана, результата ждать не приходится», — заявил парламентарий.
В какую форму хотят оформить данную инициативу не ясно. Либо будет принят отдельный закон, либо существующее законодательство пополнится новыми статьями, но уже сейчас понятно, что это долгий бюрократический процесс. А проблемные дети — здесь и сейчас.
Безусловно, трудности при устройстве ребенка в школу иногда создает отсутствие регистрации. Часто мигранты не имеют фактического адреса проживания, постоянно переезжают. В районных школах не всегда находятся свободные места, а в школы, где они есть, возить ребенка некому или очень дорого. В нижней палате парламента называют и дополнительные негативные факторы.
На отток детей мигрантов из школ негативно повлияла пандемия. Не все смогли учиться дистанционно. Им тяжело и на обычных занятиях, а тут уже учитель под тебя не может подстроиться, некоторые вообще ничего не понимали. К тому же не у всех есть ноутбуки, планшеты и компьютеры, занятия смотрели в основном на маленьких экранах телефонов
При этом собеседница отмечает, что основная проблема кроется в плохом знании русского языка. На адаптацию к классу, по оценкам учителей, таким детям требуется примерно три года. Если в классе несколько таких ребят или учитель не может уделить им особое внимание, если родители ребенка не могут оплатить для него дополнительные занятия, адаптации вообще не происходит. Дети бросают школы.
«Возможно, стоит подумать о создании факультативов для детей мигрантов. Потому что сейчас не все учителя хотят и имеют возможность дополнительно заниматься с такими ребятами и такие занятия точно не должны быть во вред другим школьникам», — подчеркивает депутат.
Вариант с репетиторством, по словам Лантратовой, вряд ли возможен.
«Репетитор по русскому языку в среднем в Москве стоит сейчас от 700 до 2 тыс. рублей. Необходимо как минимум два занятия в неделю. Многие семьи не могут себе это позволить. Тем более, если детей несколько», — резюмировала она.
Сначала в детский сад
В средней и старшей школе подростку-иностранцу уже сложнее воспринимать материал. Заслуженный учитель России, академик РАО Евгений Ямбург в беседе с Media-MIG заявил, что начинать адаптацию детей-мигрантов нужно с раннего возраста:
Если родители отдают ребенка в детский сад, то это замечательно. У маленьких детей прекрасный фонематический слух и через общение со своими ровесниками в группах происходит освоение русского языка. В средней и старшей школе уже возникают определенные проблемы. Это новый вызов современности, на который нужно отвечать и готовить для этого педагогические кадры, не только в школах, но и в детских садах, где адаптировать иностранных ребят можно еще эффективнее
Директор не имеет право взять ребенка-иностранца в школу, если он проживает с семьей в России нелегально. Но это не единственная причина, по которой дети мигрантов не ходят в образовательные учреждения.
«Нужно серьезно работать с семьями, потому что они используют труд несовершеннолетних — дети помогают им работать дворниками и так далее. Это проблема давнишняя, то, что в Госдуме на нее обратили внимание — правильно. Эти люди живут здесь, если они не знают языка, то начинают возникать межнациональные конфликты. До тех пор, пока мы эти культуры не сблизим, будем иметь различные эксцессы на местном уровне. Я не скажу за всю Россию, но в Москве открыты специальные центры по изучению русского языка, куда можно отдать ребенка», — говорит Ямбург.
Собеседник Media-MIG напомнил, что и новый стандарт образования и подготовки педагогов предусматривает компетенцию обучения русскому языку как иностранному.
Лишать родительских прав
В марте глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев предложил лишать родителей-мигрантов родительских прав за то, что они не отдают детей в школы.
Зампред СПЧ Ирина Киркора в беседе с Media-MIG заявила, что это действительно очень острая проблема и она намного глубже, чем выполнение родителями своих обязанностей по отношению к ребенку.
Мигранты, приезжая в нашу страну не преследуют цели социализироваться, они общаются исключительно внутри своих диаспор, не вникают в обычаи и культуру нашей страны. Они продолжают жить по правилам и обычаям, сформированным на их родине. Поэтому они не хотят учить язык, отдавать детей в школу, они продолжают жить также, несмотря на то, что многое противоречит действующему законодательству. Безусловно, это нужно пресекать. Если вы хотите жить в России — следуйте нашим законам, учите русский язык, следуйте нашим обычаям, правилам и тому культурному коду, который сложился на территории нашей страны
Ранее Media-MIG писал о программе адаптации мигрантов. Изначально все это подавалось, как открытие специальных центров, а сейчас выливается в очередные образовательные ролики, которые вряд ли чему-то научат мигрантов.
Крайне сомнительна и перспектива принуждения мигрантов к образованию собственных детей — как будто надзорные органы располагают исчерпывающей информацией о пребывании иностранных граждан в России и, вместе с тем — лишним штатом для отслеживания школьной посещаемости.
Проблему включения мигрантов в российские реалии невозможно решить постфактум, после их въезда в страну. Совершенная дикость — сначала свободно принимать иностранцев, а затем пытаться приучить к неизвестным и непонятным для них нормам. Именно это и демонстрируют примеры Котельников, несанкционированных шествий и прочей маргинальной активности в среде мигрантов, что особенно абсурдно на фоне активной фазы СВО.
Принцип адаптации работает иначе — иностранец должен изучить неизвестные и понять непонятные нормы до въезда в Россию. Простое требование, выполнение которого необходимо для получения права на лучшую работу и лучшие условия жизни.
Тот факт, что многие законотворцы этого не понимают, наводит на размышления, что они, возможно, и сами не считают жизнь в России достойной и привлекательной, как разрекламированная американская или британская «сказки». По этой причине и описанную модель адаптации мигрантов они представить не способны. Выучить английский язык для переезда в Лондон — это понятно, выучить русский язык для переезда в Обнинск — это за гранью.
До тех пор, пока этот шаблон не треснет в головах уважаемых законодателей, решения адаптационных проблем продолжат рождаться из нелепых установок — «как наказать» или «как бы заинтересовать».