
Такое решение было принято 24 июня в Нур-Султане на V заседании научного совета Международной тюркской академии. Как сообщили в Министерстве образования и науки Киргизии, учебники, направленные на повышение сотрудничества в сфере образования между братскими странами, подготовили в соответствии с поручением саммита глав тюркских государств. Кроме того, предполагается, что с 2022 года страны — члены ОТГ будут организовывать мероприятия не только по популяризации среди учащихся этих общих предметов, но и для обеспечения их преподавания в средних школах.
В обязательном порядке или в виде факультативов будут преподаваться тюркская история, литература и география — вопрос пока открытый.
Все это свидетельствует о том, что Турция настойчиво реализует задачи по продвижению неоосманской идеологии — объединение тюркских государств под своим началом. Кроме того, ОТГ, несмотря на пока еще недолгий срок существования Организации, уже имеет очевидные достижения в формировании общего образовательного пространства.
«Известно, что образование является одним из неотъемлемых механизмов „мягкой силы“, которые различные государства могут использовать для ненасильственного продвижения своих интересов и формирования определенных настроений в обществе. В данном случае мы четко видим интересы Турции. С точки зрения целей, которые она сегодня ставит перед собой, общие учебники являются инструментом турецкой „мягкой силы“. Они нацелены на формирование единого сознания в рамках тюркского мира, современным центром которого себя позиционирует Анкара», — отметил в беседе с Media-MIG доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ Михаил Бурда.
По его словам, говорить о тюркском образовательном пространстве пока рано: «Это все-таки более сложный конструкт, который нельзя сформировать, лишь утвердив общие учебники, однако этот шаг создает предпосылки для формирования некого единого образовательного стандарта, который может впоследствии доминировать в тюркских странах».
К сожалению, Евразийский экономический союз пока не может похвастать такими успехами. Вопросы, касающиеся идеологии и создания единой или хотя бы унифицированной системы образования в рамках интеграционного объединения, находятся в зачаточном состоянии — их только начинают выносить на обсуждение.
Впервые на гуманитарный аспект сотрудничества в рамках ЕАЭС обратил внимание прошедший в Киргизии Первый Евразийский экономический форум, в повестку которого, по настоянию киргизской стороны как организатора, была включена неформатная сессия «Евразийство как идея для объединения людей».
«Очень правильно, что в этот непростой для наших стран момент Первый Евразийский экономический форум начинается с обсуждения глубинных смыслов евразийской интеграции», — отметил доктор экономических наук, действующий член коллегии по интеграции и макроэкономике ЕЭК, советник президента России Сергей Глазьев.
Актуальным обсуждение неэкономического направления евразийской интеграции в интервью нашему изданию назвал и экс-депутат Жогорку Кенеша (парламента) Киргизии Марат Аманкулов.
«Несмотря на то что ЕАЭС — это экономический союз, и форум был экономическим, но самая оживленная секция была посвящена не экономике, а идее евразийства как цивилизационной основе интеграции на нашем пространстве, очевидно, потому что у многих есть понимание, что сегодня наше сообщество нуждается именно в нематериальных смыслах. На сессии присутствовали представители разных стран, разных рас и вероисповеданий, профессий и социального статуса, но все они понимали и чувствовали друг друга — говорили разными словами, но об одном и том же. У нас намного больше общего, чем сегодня принято считать. У нас общая картина мира и общие ценности, которые утратить невозможно», — поделился мнением Марат Аманкулов.
В свою очередь заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов подчеркнул, что тема евразийской интеграции особенно актуальна в современном мире разделяющихся идеологий: «Война идет за смыслы, и поле битвы — это головы людей, вот почему внутри Евразии очень важно всячески продвигать идеологию, отражающую многовековые связи и позитивные исторические примеры совместного проживания населяющих евразийское пространство народов».
По его мнению, прежде всего необходимы скрепы, ориентированные на молодежь, потому что именно за будущими поколениями — формирование новой интеграции. Одним из шагов, направленных на достижение целей, может стать укрепление евразийской системы образования, в частности ее профессионально-технического направления.
«Сегодня мы зачастую делаем акцент на взаимодействие вузов, но значительный пробел существует именно в сфере профессионально-технического образования. Сегодня в России есть много колледжей, которые работают по передовым технологиям, и этот опыт нужно расширять и распространять его на все страны Союза», — подчеркнул Дмитрий Поликанов.
Необходимость «идеологической» интеграции на пространстве Евразийского экономического союза подчеркнул и доктор экономических наук, директор Северо-Западного института управления РАНХиГС при президенте РФ Владимир Шамахов.
«На наших глазах происходит мощнейшее противостояние между Западом и Евразией. Два блока борются за будущее нашей планеты и цивилизации. Вполне естественно, что в центре этой борьбы оказалась именно Россия, которая и географически, и исторически является системообразующим государством, будучи „мостом“ между Большой Европой и Большой Азией. Важно, чтобы евразийское партнерство из красивой, но абстрактной идеи превратилось в реальную силу. Поэтому необходимо усиливать пятерку ЕАЭС не только в экономике, но и в политике, и в военной сфере, при этом понимая, что эффективной интеграции не получится ни в одной из этих сфер, если не будет четкого представления об общих ценностях, культуре и языке. Украину мы упустили именно из-за отсутствия этого компонента, уделяя больше внимания экономике и политике», — отметил эксперт.
По его мнению, сегодня образ будущего Евразии пытаются создать великие умы, но им это не очень удается, поскольку к этому процессу мало привлекается молодежь, а именно она может создать визуализацию своего будущего.
«Давайте больше доверять молодежи. Им нужно больше общаться в неформальной обстановке — в рамках фестивалей например. Давайте свое Евровидение создавать, где будут представлены национальные культуры не в фольклорном, а современном формате. То же самое касается спорта. Идей много, нам есть к чему стремиться и куда идти», — отметил Владимир Шамахов.
При этом он подчеркнул, что, говоря об образе будущего, нужно подразумевать не только молодежь, но и детей: «Со студентами можно и нужно работать, но это уже немного поздновато. Надо говорить о школе».
Спикер напомнил, что в России принято решение отказаться от участия в Болонском процессе, чтобы построить свою систему образования. По его словам, это хороший повод создавать не просто российскую, а сразу евразийскую систему, где большое внимание будет уделяться именно школьникам.
«Нужны единые образовательные программы для евразийских школ, прежде всего по истории, естествознанию, математике и, конечно, русскому языку. Без общего языка, которым владеет большинство граждан нашего Союза, вряд ли получится мощное объединение», — поделился мнением спикер.
Он также отметил, что важнейшим направлением должно стать и профессионально-техническое образование, которому сейчас в рамках интеграционных процессов уделяется незаслуженно мало внимания.
«Россия выделяет для своих союзников квоты по вузам, но мы же понимаем, что все не могут иметь высшее образование, поэтому нужно делать упор и на подготовку кадров по рабочим специальностям. Прежде всего, необходимо выделить перспективные направления, где нужны все новые и новые рабочие руки, и обучать молодежь по этим перспективным видам деятельности. При этом необходимо создавать условия для бесплатного обучения и в самой России, и в каждой из стран Союза, как и для вузов предусматривая квоты на обучение в колледжах и лицеях для иностранных студентов», — пояснил эксперт.
Эксперт по гуманитарным вопросам, экс-замминистра образования Киргизии Умутхан Тыналиева, комментируя для Media-MIG перспективы создания единой евразийской образовательной системы, отметила, что по определению образование является услугой, которая предполагает формирование общего рынка с общими стандартами, нормами и равными конкурентными условиями. По факту же за весь период существования Евразийского экономического союза оно так и не было включено в перечень, по которым формируется общий рынок услуг ЕАЭС.
При этом она напомнила, что в разное время к Болонскому процессу присоединились все страны ЕАЭС, за исключением Киргизии. В то же время, де-юре не являясь его участником, республика все системные реформы в образовании проводила и проводит в соответствии с болонскими критериями.
«В качестве примера можно назвать введение в 2012 году двухуровневой подготовки бакалавров и магистров. Сегодня, насколько можно судить по последним нововведениям по реформированию системы образования Киргизии, приоритетом для Министерства образования и науки остается интеграция в глобальное англоязычное образовательное пространство. Такая же ситуация и в соседнем Казахстане. И этот фактор даже в среднесрочной перспективе делает маловероятным введение единых образовательных стандартов в странах ЕАЭС», — поделилась мнением Тыналиева.
По ее словам, в экспертных кругах есть мнение, что можно взять за основу и признать едиными для всех государств евразийского объединения образовательные стандарты России, чье первенство по качеству образования среди стран-участниц неоспоримо.
«Но мое мнение, что это поспешные выводы, более того, такая постановка вопроса таит в себе угрозу с политической точки зрения, особенно в свете последних международных событий. Одним из ключевых факторов, связующих ЕАЭС, является то, что старшее и среднее поколение стран-участниц выросло в едином языковом и образовательном пространстве, по сути, это составляющая институциональной памяти евразийской интеграции. Но у молодого поколения совершенно другая шкала ценностей и устремлений. При этом мы понимаем, что именно от них зависит перспектива развития евразийского единства и его основой должен стать единый язык общения — русский», — подчеркнула собеседница издания.
«Вместе с тем, когда мы говорим об общем рынке труда стран евразийской пятерки, то понимаем, что пока страны договорились только о взаимном признании дипломов, и то за исключением некоторых профилей, а также о праве на получение образования детьми мигрантов. Поэтому сегодня рано говорить о единых образовательных стандартах, вначале должны быть условия и востребованность для самого единого образовательного пространства», — добавила Тыналиева.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter