В ноябре на брифинге для журналистов заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач представил стратегическую инициативу «Россия — привлекательная для учебы и работы страна».

На первый взгляд может показаться удивительным, что с презентацией выступил не представитель Минобрнауки. Однако прозвучавшие в ходе брифинга цифры ситуацию прояснили: задача тесно сопряжена с экономикой государства. Ее выполнение до 2030 года позволит повысить ВВП на 2,3%, что в денежном выражении должно составить 2,5 трлн рублей. Привлечение в страну перспективных абитуриентов из-за рубежа и увеличение числа обучающихся в российских университетах иностранных студентов с 300 до 450 тысяч человек станет позитивным импульсом для экономического развития. 

Возникают, однако, резонные вопросы: найдутся ли в таком случае в вузах места для не менее талантливой российской молодежи (вспомним победы наших школьников на международных олимпиадах), и сможет ли рассчитывать на достойную работу гражданин России, если с ним будет конкурировать выпускник-иностранец? Дмитрий Вольвач на эти вопросы ответил утвердительно, заверив, что никаких дополнительных преимуществ по сравнению с российскими гражданами иностранцы иметь не будут.

Соответствующие аргументы подсказывают результаты научных исследований. На Восточном экономическом форуме, прошедшем в сентябре 2021 года, проректор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Лилия Овчарова заявила, что мотивация на повышение образования у домашних хозяйств в России практически исчерпана. Будущее в этой сфере за компаниями, которые заинтересованы в непрерывном образовании своих сотрудников и готовы инвестировать в обновление их знаний и компетенций. Это означает, что структура студенчества претерпит изменения, и заполняемость аудиторий сократится. 

На такой вывод наводят и данные о растущей популярности колледжей и училищ. Немалая часть современной молодежи стремится поскорее получить профессию и обрести финансовую самостоятельность, сокращая путь к цели как минимум на два, а то и на четыре года. Очное обучение в вузах в дальнейшем выбирают далеко не все, и часть мест в вузах остается невостребованной. 

Приведем и еще один, не самый приятный для отечественной системы высшего образования факт: талантливые российские ребята нередко получают гранты и уезжают учиться за границу, где чаще всего остаются жить и делают карьеру. Тем же путем, но на родительские деньги отправляются и дети из зажиточных семей. Так почему бы не расширить за счет освобождающихся мест число иностранных абитуриентов, для которых учеба в России может стать одним из лучших по соотношению цены и качества вариантом получения высшего образования? 

О статусе российского высшего образования корреспондент MEDIA-MIG побеседовал с гражданкой Китая, кандидатом филологических наук Пэй Лиминь. Сейчас она живет и работает в Пекине, куда недавно вернулась после пяти лет обучения в России и успешного окончания аспирантуры в одном из московских лингвистических вузов. Пэй Лиминь защитила кандидатскую диссертацию по специальности ВАК РФ 10.02.01 — Русский язык на тему «Корневой повтор и плеоназм как стилистические приемы в художественных текстах И.А. Бунина». Не всякий россиянин с первого раза повторит название.

— Пэй Лиминь, почему Вы выбрали для обучения Россию и как Вы считаете, может ли наша страна стать такой же привлекательной для получения высшего образования, занятия наукой, как США, государства Западной Европы или Скандинавии? 

— Так случайно произошло, что я начала изучать русский язык в бакалавриате Пекинского университета. Потом всерьез заинтересовалась русской литературой, стилистическими особенностями языка и в итоге уехала в Россию, чтобы глубже погрузиться в языковую среду и заняться наукой. Что касается привлекательности страны для получения высшего образования, то когда школьники и их родители выбирают вузы, они в первую очередь рассматривают репутацию и рейтинги. По разным причинам мало российских университетов находятся среди ведущих вузов в различных международных рейтингах. Во-вторых, часто мои соотечественники хотят пожить или даже навсегда переехать в западноевропейские страны или США (ведь там, по их мнению, «высший уровень жизни» и «свобода»). Поэтому они используют любую возможность поступить в вузы этих стран, а какие именно, для них не так уж и важно. 

— И все-таки, кто-то из Ваших соотечественников выбирает Россию не только для получения образования, но и для построения карьеры? А лично Вы хотели бы вернуться?

— Если лет десять назад некоторые китайские студенты планировали остаться в России, то сейчас таких людей очень мало. Если кто-то и остается, то чаще всего устраивается в китайские компании, работающие на российской территории. Большинство возвращается в Китай. Причина, разумеется, экономическая — в Китае больше возможностей. Мне, например, нравится в России. Особенно нравится природа страны: простор полей, леса, горы, к тому же мне не сложно общаться с местными жителями. Но на принятие решения, где жить и работать влияют главным образом два фактора — уровень заработной платы и возможность карьерного развития.

Названные Пэй Лиминь критерии в какой-то мере учтены разработчиками новой стратегической инициативы. По словам замглавы Минэкономразвития России, наиболее талантливые иностранные студенты (но не более 5% от общего числа обучающихся) получат грантовую помощь, смогут оформить вид на жительство, пользоваться социальными услугами уже во время учебы.

Дмитрий Вольвач также отметил, что для повышения привлекательности страны нужно в четыре раза — до 618 человек — увеличить корпус преподавателей русского языка за рубежом. На этих специалистов ляжет и другая важнейшая миссия по продвижению русской культуры и созданию положительного образа России. 

Ценным опытом в этом деле обладает ведущий интернациональный вуз страны — Российский университет дружбы народов, который в продвижении образовательных программ опирается на популяризацию русского языка и авторитет собственных выпускников. 

В беседе с корреспондентом MEDIA-MIG об основных достижениях РУДН рассказала проректор по международным отношениям Лариса Ефремова: 

— В последнее время у нас появилась тенденция открывать подготовительные факультеты и курсы русского языка довузовской подготовки в тех странах, откуда мы хотим привлечь студентов: в Замбии, Ливане, Иордании, Намибии. Часть центров находится на площадках вузов-партнеров. В них занимаются студенты, которые планируют изучать русский язык в магистратуре, аспирантуре, также туда приходят школьники, выбирающие Россию и РУДН для получения высшего образования. Мы открываем центры и в школах, где начинаем с раннего возраста готовить детей к изучению русского языка и к выбору нашего университета в будущем. Также мы недавно создали цифровой подготовительный факультет, на котором уже обучаются более шестисот ребят из разных стран. Дистанционный доступ позволяет им еще дома, будучи старшеклассниками или студентами последнего курса бакалавриата, изучать русский язык. РУДН всегда разрабатывал методики изучения русского языка, в том числе и для обучения иностранных космонавтов. 

Большой вклад в привлечение иностранных абитуриентов, по словам Ларисы Ефремовой, вносит взаимодействие с выпускниками РУДН, которые с радостью продвигают свою alma mater на родине. Например, в Ливане они организовали русский культурный центр, позволяющий приобщиться к многонациональной культуре России, создают тематические русские парки. В Китае, благодаря активности своих выпускников, РУДН представлен в самых популярных соцсетях WeChat и Sina Weibo. 

По словам Лю Синь, генерального директора RUDN Chinese Service Center for Scholarly Exchange LTD, в 2021 году аккаунт университета с 200 тысяч подписчиков стал самым влиятельным русским Weibo в Китае: “За время существования сайта на странице РУДН было опубликовано более 12 000 статей”. 

Напомним, что 20 декабря Лю Синь примет участие в конференции выпускников РУДН по вопросам экспорта российского высшего образования. MEDIA-MIG приглашен для освещения данного мероприятия.

Сегодняшнее расширение образовательной мобильности играет важнейшую роль в повышении общего качества внешней миграции. Если в первые годы после распада СССР в Россию приезжали люди, отучившиеся в советских школах и высших учебных заведениях, прекрасно владеющие русским языком и имеющие достаточно высокую профессиональную квалификацию, то за последние годы ситуация резко изменилась. На заработки в нашу страну отправляются представители постсоветских поколений с гораздо более низким уровнем образования, для которых вариантов трудоустройства на западе нет. Отсюда и проблемы социокультурной адаптации на самом элементарном уровне. Без укрепления международного престижа высшего российского образования на базе распространения русского языка, культуры и школ переломить эту тенденцию не удастся. 

Общий контур инициативы, презентованной замглавы Минэкономразвития России, свидетельствует о том, что взаимосвязь между экономическим благосостоянием государства и его привлекательностью для иностранных студентов учитывается при разработке образовательных стратегий. Учитывается и понимание обостряющейся на мировом рынке труда конкуренции за квалифицированные кадры. Как можно надеяться, это послужит окончательному признанию профессиональной подготовки иностранного специалиста, неотделимой от владения русским языком, в качестве главного условия роста производительности труда — в противовес распространенному мнению о высокой производительности нерезидентов, занятых ручным трудом на стройках или работающих таксистами сверх 12 часов. 

Светлана Зайцева, Дмитрий Смирнов