Адаптация мигрантов через мобильное приложение: миф или реальность

Редакция Media-MIG проанализировала работу двух мобильных приложений, задача которых – помочь адаптировать мигрантов в РФ, – и выделила их достоинства и недостатки.

На данный момент мы имеем лишь разрозненные проекты, контроль за качеством которых, похоже, никем не осуществляется
На данный момент мы имеем лишь разрозненные проекты, контроль за качеством которых, похоже, никем не осуществляется © freepik.com

В последнее время активно обсуждают вопрос адаптации мигрантов в России. Всевозможные проекты реализуют как органы государственной власти, так и некоммерческие организации. И те, и другие пробуют создавать мобильные приложения. Редакция Media-MIG проанализировала и сравнила приложения «Добро пожаловать в Ленинградскую область!» и "M-Help".

«Добро пожаловать в Ленинградскую область!»

Создано по инициативе Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Разработчиком является благотворительный фонд поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-ФОНД». С 2015 г. этот фонд сначала при поддержке Министерства экономического развития РФ, а затем Фонда президентских грантов, действует как Межрегиональный ресурсный центр в сфере адаптации мигрантов и межнациональных отношений.

Что понравилось

В приложении подгружены полезные инструкции: как подготовиться к поездке в Россию, как снять жилье, как получить медицинскую помощь, как устроиться на работу и многие другие. К некоторым предусмотрены видеоролики.

Предусмотрены тесты для подготовки к экзамену на знание русского языка, истории и законодательства. Разработана интерактивная карта региона: пользователь может выбрать интересующий его район и перейти в раздел, где найдет контакты полезных организаций.

В отдельном разделе рассказывается о культурно-исторических и природных достопримечательностях Ленинградской области. Правда, судя по опубликованным материалам, регион может похвастаться только 17 знаковыми местами.

Что не понравилось

Перегруженность материалами. Так в разделе «Читай и смотри» размещены карманные справочники трудового мигранта и за 2021-й, и за 2022-й год. Зачем оба варианта?

На стартовой странице хоть и можно выбрать язык приложения: русский, таджикский, узбекский, — но обольщаться не стоит: большая часть текстов доступна только на русском языке.

В разделе «Новости» материалы появляются редко, все они опять же на русском языке, стиль и содержание не отвечают задачам проекта. Например, материал от 31 марта 2023 года под заголовком «Подписан Указ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». И текст: «В целях актуализации приоритетных направлений, целей и задач внешнеполитической деятельности Российской Федерации Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Далее ссылка на текст документа. И никаких комментариев и пояснений. То есть подразумевается, что мигрант перейдет по ссылке, прочитает текст официального документа и все поймет.

И тут возникает противоречие. В разделе «Проверь себя» разработчики дают тесты с заданием «Выбери правильный вариант: медвед, мидветь, медведь», а в разделе «Новости» рекомендуют ознакомиться с текстом нормативно-правового акта.

Прекрасно, что мигрантов информируют об изменениях в законодательстве РФ, но материал нужно подавать в том виде, который будет понятен целевой аудитории. Использованный подход выглядит весьма странно на фоне того, что основными направлениями миграционной политики в области содействия адаптации иностранных граждан являются создание условий, способствующих успешному освоению ими русского языка; усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они проживают.

На «горячую» линию не всегда можно дозвониться. Корреспонденту Media-MIG перезвонили только на следующий день (через сутки). То есть «линия» есть, но точно не «горячая». Как оказалось, обращения никак не фиксируются, запись разговоров не ведется, соответственно, и контроль оказанных консультаций не осуществляется.

При этом электронной формы для обращений в приложении не предусмотрено.

Статистику по количеству скачиваний этого приложения и обращений на горячую линию нам не предоставили. В Google Play также нет ни оценок, ни отзывов, ни информации о скачиваниях.

Резюме Media-MIG

Этому приложению в нынешнем виде больше подходит название «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Если бы приложение создавал разработчик, который ничего не знает о запросах иностранных граждан, то на это можно было списать перечисленные недочеты. Но ведь в разработке участвовали организации, деятельность которых непосредственно связана с адаптацией мигрантов в России. Почему же так неуклюже реализован проект?

M-Help

Создано по инициативе автономной благотворительной некоммерческой организации «Новый век» (Республика Татарстан). Реализуется на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта.

Что понравилось

Не перегружено материалами. Информация дана кратко и содержательно. Пользователю в доступной форме рассказывают о правах и обязанностях, правилах получения патента, нормах культуры и поведения, медицинской помощи. Приложение работает на семи языках (правда не совсем полноценно).

Через M-Help можно получить бесплатную консультацию врача и юриста (ответ обещают дать в течение 24 часов); записаться на прием к уполномоченному по правам человека, юристу, врачу, социальному работнику.

Что не понравилось

Не все материалы переведены на заявленные языки. Например, новости только на русском. Но освещаемые темы и их подача вполне соответствуют запросам целевой аудитории.

В процессе работы зависает встроенная интерактивная карта служб помощи. Есть проблемы с переводом. Если верить отзывам на Google Play, срываются сроки предоставления ответа на обращения.

Не предусмотрена информация о специфике региона.

Резюме Media-MIG

Обобщив, можно сказать, что это приложение производит приятное впечатление. Разработчики знают, какие запросы поступают от пользователей, с какими проблемами они сталкиваются. Но и данный проект, судя по средней оценке в 2,9 баллов, а также отзывам и количеству скачиваний на Google Play, нуждается в доработке.

Если же говорить в целом о ситуации с адаптацией мигрантов через цифровые решения, то эта проблема с каждым годом все актуальнее. Но на данный момент мы имеем лишь разрозненные проекты, контроль за качеством которых, похоже, никем не осуществляется. А отдельные решения представляются откровенно формальными.

Действующие приложения нельзя признать реально готовыми к решению новых положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы в части адаптации иностранных граждан.

Речь не только о формировании и развитии содействующей данному направлению глобальной инфраструктуры, но и создании в регионах условий, способствующих успешному освоению мигрантами «общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они проживают».

Media-MIG полагает, что с учетом пересмотра структуры образовательных требований к иностранным гражданам, живущим в РФ, и необходимости более эффективного донесения до них просветительской и правовой информации в скором времени должно быть принято решение о запуске единого профильного приложения для мигрантов. Разумным представляется осуществление такого проекта на базе государственного-частного партнерства с привлечением частных средств и профессиональных разработчиков.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Образование / Адаптация мигрантов через мобильное приложение: миф или реальность