Первого сентября более 40 тыс. общеобразовательных учреждений распахнули свои двери для 17 млн школьников, из них 2 млн – это первоклашки. Вместе с российскими гражданами получают знания в отечественных школах и дети мигрантов. Согласно федеральному закону «Об образовании», дети любого школьного возраста вне зависимости от их гражданства, находясь на территории России, обязаны получить среднее общее образование бесплатно. По данным Министерства просвещения РФ, на данный момент в российских школах учатся 140 тыс. детей мигрантов. Большая часть из них в учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга. Оно, и не удивительно, ведь именно в эти города ежегодно приезжает больше всего трудовых мигрантов. Если говорить о столице, то по неофициальной статистике, в московских школах обучается примерно 60 тыс. приезжих из других стран. При этом, эксперты не исключают, что с каждым годом эта цифра будет только расти. «С учетом нашей миграционной политики, текущих данных по количеству мигрантов и неспокойной ситуации в мире (в частности, в Афганистане) число детей мигрантов в московских школах ожидаемо будет увеличиваться, – рассказала MEDIA-MIG декан факультета управления университета «Синергия» Инна Баранова. – Что касается работы с такими детьми, то любому ребенку, переходящему в новое учебное заведение, требуется адаптационный период. Для этого у нас созданы прогимназии и так называемые подготовительные классы, где готовят будущих школьников. Детям мигрантов тем более требуется дополнительная адаптационная программа или, как сейчас принято выражаться интеграция. Ребенок должен приспособиться к социуму с другим вероисповеданием, традициями, нравами и уровнем коммуникабельности. В противном случае ученик будет испытывать психологический дискомфорт. 

В 2019 г. Институт институциональных исследований и Институт образования НИУ Высшая школа экономики провели глобальное исследование, в ходе которого выяснили, сколько детей-инофонов действительно обучается в школах Центральной России, которые недоброжелательная молва называет мигрантскими. И вот к каким цифрам они пришли: при средней наполняемости класса в 28–30 человек в старших классах учится 2–4 ученика из семей мигрантов, в средних классах – 5-6 учеников, в начальной школе 7-9 человек.  Конечно, в некоторых образовательных учреждениях, эти цифры могут быть выше. Так, в школах подмосковного городского округа Котельники в одном классе количество детей-инофонов может достигать и 60%. «Здесь важно понимать, что плохое владение языком создает проблемы не только иностранцам, но и российским школьникам, которые с ними учатся. Если в классе 5–6 учеников, плохо владеющих русским, то преподавателю сложно организовать уроки и дать качественные знания. Необходимо организовать в каждом образовательном учреждении подготовительные занятия, чтобы повысить базовые знания детей. Причем это должно быть закреплено нормативным документом. Иначе местное население будет просто переводить своих детей из таких школ»,  — рассказывала ранее в интервью MEDIA-MIG  руководитель Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования РАНХиГС Ольга Артеменко.

На ситуацию в марте 2021 г. обратил внимание президент РФ. На заседании Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин заявил о необходимости контролировать число детей мигрантов в российских школах: «Сейчас нет готовых рецептов, но совершенно очевидно, что количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде. Но не только к языковой — к культурной вообще, чтобы они могли погружаться в систему наших российских ценностей», — цитирует президента РИА Новости. Он также отметил, что в ряде европейских стран и США уже формируются школы, практически полностью укомплектованных такими детьми, что заставляет местное население забирать своих наследников из таких учреждений. 

Тем не менее, в тех же США уже давно создана единая система работы с детьми, которые плохо говорят на английском языке. С ними работают по специальным программам, учитывая когнитивные и психологические особенности ребенка. А во Франции, где проблема обучения детей мигрантов, стоит наиболее остро, с ребятами сначала проводят тестирование на знание родного языка, и уже потом вводят их в программу школьные предметы, постепенно увеличивая их количество и сложность. 

 Министр просвещения РФ Сергей Кравцов в русле слов президента РФ заявил, что его ведомство сейчас занимается разработкой специальной системы оценки индивидуальных образовательных потребностей этой группы учащихся. Она предназначена не только для выявления уровня владения русским языком, но и для обнаружения возможных проблем при освоении общеобразовательной программы. Система также позволит в дальнейшем сформировать для ребенка необходимую образовательную траекторию и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение. Запустить систему в пилотном режиме планируют уже в начале 2022 г. Также планируется ввести специальные курсы для учителей. 

В Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина не один год готовят преподавателей русского языка, как иностранного. Кроме того, в вузе регулярно реализуют курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, специальные программы для школьников. Партнерами Института являются более 30 школ и колледжей, в двух школах Москвы созданы кафедры Института Пушкина. А в новом учебном году сотрудники Института Пушкина начнут работу над программой «Интеграция детей мигрантов, как перспективное направление развития российских школ», где особое внимание уделяется русского языку. «Учитель должен осознать, что есть существенные различия между методикой обучения русскому языку как родному и методикой обучения русскому языку как иностранному. Дети с ограниченным владением русским языком нуждаются в особом внимании, особом сопровождении. А до того, как они достигнут определенного уровня владения русским языком, — и в особой системе оценивания», — говорит в связи с этим директор Центра дополнительного образования Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Нина Тишина. 

Оксана Зайчукова