Образованиеважная тема
Мигрантов пытаются заинтересовать адаптацией через образовательные ролики

Об очередной утопии российских чиновников, вальсирующих вокруг проблем погружения иностранцев в местную среду – в материале Media-MIG.

© Петр Кассин/Коммерсантъ

В августе 2022 года глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов предложил президенту Владимиру Путину заняться в России созданием адаптационных центров для мигрантов. Глава государства инициативу поддержал, но никакой инфраструктуры до сих пор пока не построено.

Виртуальная реальность

В Калининграде в 2023 году откроют центр адаптации мигрантов, новость с таким заголовком вышла у ТАСС в конце мая. Тогда же глава ФАДН Игорь Баринов заявил, что пилотный проект создания подобных учреждений реализуют на Кубани, в Пермском крае и Московской области.

В настоящий момент речь не идет о строительстве отдельных адаптационных центров. Подразумевается форма системной организации в России работы по донесению до иностранных граждан информации о нормах российского законодательства, правилах поведения и проведения религиозных обрядов, последствиях несоблюдения этих норм, а также иной необходимой и достоверной информации. ФАДН разработаны материалы адаптационного курса для иностранных граждан, апробируются в рамках реализации пилотных проектов на площадках миграционных центров, работодателей, религиозных организаций и других мест притяжения мигрантов. По итогам апробации, материалы курса будут доработаны с учетом практического опыта и переданы другим регионам для дальнейшего внедрения

Игорь Баринов,
глава ФАДН

На той же встрече с Владимиром Путиным поднимался и вопрос об организации адаптационных практик для мигрантов в странах исхода, однако, по словам Баринова, что у агентства таких полномочий нет.

«После завершения пилотных проектов мы готовы передать все имеющиеся материалы заинтересованным компетентным ведомствам для организации данной деятельности в рамках доиммиграционной подготовки», — отмечает Баринов.

Не входит, по словам Баринова, в компетенции агентства и популяризация русского языка, но в этом году совместно со специалистами «Школы иностранных языков ДС» началась работа над созданием пилотной версии онлайн-платформы для изучения русского языка как иностранного для трудовых мигрантов, иностранных студентов и высококвалифицированных специалистов.

«Платформа разрабатывается как доступный и удобный ресурс для освоения и повышения уровня компетенций владения русским языком. На платформе также предполагается размещение информации разноформатного контента, формирующего представление о России как современном многонациональном государстве. Содержание адаптационного курса планируется перенести в цифровой формат, в частности, планируется снять 10 короткометражных роликов по основным темам курса для их трансляции в местах скопления иностранных граждан, например, в миграционных центрах», — продолжает Баринов.

Центры преткновения и потерянная мотивация

В 2014 году, когда еще существовала Федеральная миграционная служба (ФМС), в Оренбурге и Тамбове открыли центры адаптации мигрантов. Они представляли собой общежития с классами для занятий русским языком, изучению основ российского законодательства.

«Контракт заключался между работодателем, мигрантом и центром, но через какое-то время они по разным причинам закрылись. Я склоняюсь к тому, мигранты не желали там жить, обучаться 2-3 месяца, потому что они были заинтересованы в скорейшем начале работы. Называют и другую причину, со временем ФМС была реформирована и необходимость в них отпала», — рассказала корреспонденту Media-MIG главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, доктор социологических наук Виктория Леденева.

Среди экспертов до сих пор нет единства по формату адаптационных центров. Одни считают, что обучать мигрантов нужно в России. Другие говорят об открытии таких площадок в странах исхода. Леденева в «лагере» последних, правда, в обоих случаях мигранта нужно еще и мотивировать к приходу в центр.

Чтобы мигрант пошел в адаптационный центр нужно создать стимулирующие факторы — «пряники». К примеру, быстрое оформление документов, оказание финансовой помощи на первом этапе, поиск работы

Виктория Леденева,
главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Леденева также убеждена, что в адаптационных центрах нужно учить не только русскому языку, а еще оказывать широкий перечень консультационных услуг. Нужны юристы, психологи, медики, чтобы мигранты могли получить исчерпывающую официальную информацию здесь, а не через диаспоры.

«Есть и опыт подготовки мигрантов в странах исхода. У нас подписаны соглашения с Узбекистаном, Таджикистаном, но речь идет об организационных наборах, когда крупные работодатели заказывают себе сотни работников, чаще на стройки. Но изучения русского языка, истории, культуры при таком формате нет», — пояснила Леденева.

Принцип случайных чисел

Обсуждается, по словам Леденевой, вопрос введения рейтинговой системы для мигрантов. «К примеру, если мигрант прошел обучение в адаптационном центре, он получает баллы — это для него плюс, если он захочет получить разрешение на временное проживание, то их можно учитывать», — объясняет эксперт.

Скептически к этой идеи отнесся глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

Работать рейтинговая система не будет. Начнут продавать и покупать эти баллы, точно будет коррупционная история. Миграция должна строиться не по принципу случайных чисел, а по запросу, нужны региону конкретные специалисты, вот на них и надо ориентироваться. Недавно я был в миграционном центре в Сахарово, спрашивал у мигрантов, куда они собираются идти работать? Один предположил, что в такси, другой на стройку

Ярослав Нилов,
глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР

К созданию адаптационных центров Нилов относится положительно, но отмечает, что это дополнительная нагрузка на бюджет. При этом представитель ЛДПР, критикуя рейтинговую систему и строительство дорогостоящих адаптационных центров, которые, по словам Баринова, пока строить и не собираются, не забывает периодически выступать с громкими антимигрантскими заявлениями.

Складывается впечатление, что наведение элементарного порядка в миграционной сфере попросту лишит многочисленных популистов возможностей для бесконечного PR на миграционной теме, остро воспринимаемой среди избирателей.

Буква закона

Эксперты в большинстве своем сходятся во мнении, что мотивировать к изучению русского языка необходимо еще в странах исхода мигрантов.

«Обязанность иностранного гражданина подтвердить свои навыки владения русским языком на уровне, соответствующем цели въезда закреплена действующим законодательством. Однако, безусловно, сертификат, который он получает, часто не свидетельствует о его фактических навыках. Кроме того, иностранные трудовые мигранты действительно слабо мотивированы изучать русский язык в свое свободное время», — подтверждает глава ФАДН Баринов.

Леденева считает, что надо законодательно обязать ходить мигрантов на курсы русского языка, за исключением иностранцев, приезжающих в Россию на сезонные работы.

В данном вопросе можно учесть опыт других стран — Германии, ОАЭ, Южной Кореи, где знание языка является одним из основных условий для въезда иностранной рабочей силы.

Так или иначе, мы видим, что в вопросах включения мигрантов в российские реалии все крутится вокруг потребления волшебной «адаптирующей информации». Подавляющее число инициатив сводится либо к тому, как сделать эту информацию привлекательной для мигрантов, либо к тому, как вообще «запретить мигранта». Ролики и брошюры, приложения и телеграмм-каналы, обучение в стенах классов или в виртуальном пространстве — ни один из этих форматов не будет работать среди мигрантов, пока знание русского языка и подтверждение уровня владения им не станет условием пребывания и работы иностранца на территории России.

На уровне наглядных бытовых аналогий это — все равно что прививать школьнику мотивацию к учебе без каких бы то ни было воспитательных санкций. Можно. Если у вас много времени и результат не интересен.

Пока логическая связка «не знаешь русский язык — не имеешь шансов остаться в России» не превратится в базовую установку потенциального мигранта, биться с его адаптацией ни в нашей стране, ни за рубежом смысла нет.

Между тем, на правительственном уровне до сих пор не приняты решения о возвращении в экзамен для трудовых мигрантов устной части, о полной видеофиксации процесса, не запущен централизованный сбор и хранение полной информации о прохождении экзамена.

Политическая воля в плоскости этих вопросов остается заложницей межведомственной конкуренции.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Образование / Мигрантов пытаются заинтересовать адаптацией через образовательные ролики