Журналист «Медиа-Миг» Александра Близнецова обратилась к руководству Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена с важными вопросами, касающимися нынешней ситуации с иностранными студентами, которым в текущем году удалось поступить в этот вуз, но приехать в Санкт-Петербург и начать обучение в стенах университета они не могут из-за пандемии COVID-19. На вопросы журналиста ответила проректор по международному сотрудничеству РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Юлия Александровна Комарова.

Насколько увеличилось или уменьшилось количество иностранных студентов в этом году?

– Приятно отметить, что, несмотря на опасения, связанные с падением интереса у зарубежных граждан к российским образовательным программам, 2020 год стал для Герценовского университета воистину рекордным по количеству поступивших на первый курс абитуриентов. Более 1400 иностранных граждан (прирост практически на 40 %!) в этом году были зачислены на программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры РГПУ им. А.И. Герцена. Это представители 44 стран, среди которых лидирующие позиции занимает Китай. Кроме того, достаточное число граждан Вьетнама, Эстонии, Латвии, Монголии и других государств стали первокурсниками Герценовского университета.

Число студентов из стран СНГ в последние три года остается довольно стабильным: ежегодно около 600 человек обучается в РГПУ им. А.И. Герцена.

Традиционно наибольшее количество зачисленных в Герценовский университет абитуриентов – граждане Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. Не стал исключением и этот год.

Какова была система проведения экзамена, насколько она была эффективной?

– В 2020 году впервые все абитуриенты, в том числе иностранные, сдавали вступительные испытания в формате онлайн. Это, безусловно, особый вид вступительных экзаменов, который потребовал от вуза значительных усилий в компоновке структуры, разработке технологий, формировании контента вступительных испытаний.

Задача усложнялась еще и тем фактом, что часть иностранных абитуриентов находилась на родине. Разумеется, им было сложнее сдавать вступительные испытания, нежели тем абитуриентам, которые находились в Санкт-Петербурге. Однако приемная комиссия и сотрудники управления по работе с иностранными гражданами Герценовского университета в течение всей приемной кампании активно консультировали абитуриентов по вопросам регистрации и подачи документов, направляли деятельность, связанную со вступительными испытаниями, оказывали регулярную информационную помощь по всем текущим вопросам. Поэтому все иностранные абитуриенты чувствовали себя комфортно и уверенно.

Студенты из каких стран набрали наибольшее количество проходных баллов?

– Вообще-то, мы, как правило, не ведем подобную статистику. Ведь баллы – это индивидуальное достижение каждого человека, и вряд ли это зависит от страны, из которой он приехал. Но по нашим многолетним наблюдениям можно сказать, что традиционно хорошо сдают вступительные экзамены ребята, которые приезжают к нам из Республики Казахстан. Кстати, очень многие из них оканчивают наш вуз с красным дипломом. И это не может не радовать!

Как организован нынешний процесс обучения иностранных студентов?

– Те студенты Герценовского университета, которые остались в Санкт-Петербурге, учатся так же, как и российские студенты. Для них обучение проводится в смешанном формате. Основной задачей на сегодняшний день является организация качественного обучения для тех студентов, которые не смогли из-за пандемии въехать на территорию России. Таких сегодня чуть более 1500 человек. Довольно много. Поэтому неудивительно, что обеспечение качества дистанционного образования иностранных студентов является на сегодняшний день серьезной заботой как международных, так и академических, научных и информационно-технологических служб вуза.

Как будут проводиться сессии и экзамены?

– Эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации сегодня, как мы знаем, непростая. Введение дополнительных ограничений предопределило необходимость задействования онлайн-формата для проведения сессионных процедур. Однако это не настораживает ни преподавателей, ни студентов. Профессорско-преподавательский состав вуза разработал вариативные формы проведения зачетов и экзаменов, студенты о названных формах оповещены и готовы в них работать.

Насколько дистанционное обучение отличается от живого, чувствуется ли разница?

– Разумеется, дистанционное обучение отличается от присутственного. Ведь цель обучения – не только дать знания. Очень важным для образовательного процесса является реализация социальных, развивающих, воспитательных, коммуникативных, этических, нравственных и многих других функций. А они могут быть эффективно реализованы только при непосредственной работе с академической группой вообще и отдельным студентом в частности. Но пока доминанта дистанционных форматов работы является вынужденной мерой, и это, как мне кажется, все понимают.

Потребовалось ли менять учебный план и методику преподнесения учебного материала для иностранцев?

– Конечно же, учебный план изменений не претерпевал. Этот факт был чрезвычайно важен с первых дней дистанционного обучения и до сих пор остается принципиально значимым. А вот методика подачи, тренировки и закрепления учебного материала в цифровой среде поменяла привычные аудиторные методические решения на обновленный их вариант, адаптированный к виртуальному пространству. И это правильно, так как любой новый формат обучения всегда предусматривает гибкое изменение технологий образовательного процесса.

Очень хочется верить, что в 2021 году у иностранных студентов появится возможность приехать в Санкт-Петербург и обучаться в РГПУ им. А.И. Герцена не дистанционно, как сейчас, а в аудиториях при непосредственном общении со своими преподавателями. В новогоднюю ночь это желание стоит загадать!

Александра Близнецова