Образованиеэксклюзив
Эксперты и Media-MIG обсудили, как привлекать в Россию студентов из дальнего и ближнего зарубежья

С 20 июня в российских вузах официально стартовала приемная кампания.

© РИА Новости / Сергей Пятаков

Подать документы абитуриенты могут как в очном формате, так и дистанционно. Ждут заявки на поступление в российских университетах не только от своих соотечественников, но и от жителей других стран. Именно тема привлечения иностранных студентов в образовательные учреждения России стала одной из главных для международного круглого стола, организованного и проведенного Media-MIG (видеоотчет о событии можно посмотреть на нашем сайте в рубрике «Круглый стол»).

Представители академического сообщества, эксперты Россотрудничества, представители заинтересованного бизнеса обсудили, как повысить конкурентоспособность российского образования на международном рынке и предложить абитуриентам из-за рубежа по-новому взглянуть на Россию.

Сегодня в российских вузах числится около 300 тыс. иностранных студентов. Как показывает статистика, наиболее востребованы среди них направления, связанные с техническими специальностями, медициной и общественными науками. Иностранцы могут поступить в российский вуз как на платной основе, так и на бюджет. И если в первом случае никаких ограничений по количеству обучающихся из-за рубежа нет, то в последнем варианте количество бесплатных мест для них строго ограничено. Попасть на бюджетное место иностранные абитуриенты могут в рамках международных договоров или по квоте, которая определяется правительством РФ. Так, в 2021 г. было выделено 18 тыс. мест. «Не так давно мы завершили первый этап отбора. Ребята отбираются представителями Россотрудничества, нашими зарубежными посольствами, проводятся олимпиады и различные конкурсные мероприятия, в ходе которых и формируется та база будущих студентов, которые впоследствии приедут на обучение Россию», — рассказала во время круглого стола Media-MIG начальник отдела высшего образования и науки Управления высшего образования и науки Алина Анисимова. — В этом году было подано около 50 тыс. заявок на выделенные квоты. То есть это в несколько раз больше, чем количество реальных бюджетных мест».

В конце 2020 г. премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил новые квоты на бесплатное образование иностранцев в России. В последующие годы их количество будет только увеличиваться. Уже известно, что с 2022 г. число квот вырастет до 23 тыс., а в 2023 г. достигнет 30 тыс. Но проблема в том, что квота покрывает только расходы на обучение. Все остальные траты, включая проезд, иностранному студенту приходится брать на себя. Именно поэтому для большой целевой аудитории обучение в России по-прежнему является недоступным и дорогостоящим даже при наличии квоты. Сейчас в Россотрудничестве разрабатывают программу, согласно которой произойдет замена какой-то части квот на гранты. Такая грантовая система поможет дополнительно поддержать иностранцев: оплатить им проезд, выплачивать повышенную стипендию.

«Мы сейчас только в начале пути, собираем предложения. Но задача такая есть и она перед нами стоит», — пояснила в ходе круглого стола Media-MIG начальник управления образования и науки Россотрудничества Ольга Филонова.

В 2018 г. в России был запущен федеральный проект «Экспорт образования». Его главные задачи — повысить конкурентоспособность российского образования на международном рынке и удвоить количество иностранных студентов в России к 2024 г. Начинать работу по привлечению иностранных студентов в наши вузы необходимо уже со школьной скамьи, уверены эксперты круглого стола.

Очень интересен в этом плане опыт университета «Синергия», где сегодня обучаются представители 89 стран. В этом году в вузе запустили онлайн-школу с полноценной системой образования, отвечающей всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Уроки ведут российские преподаватели в формате вебинаров, также занятия можно посмотреть в записи. Дети, посещающие онлайн-школу, не только слушают лекции, они также выполняют домашние задания, а в будущем смогут сдать ОГЭ и ЕГЭ на специализированных площадках.

«Проводя анализ, мы отметили, что половина наших обучающихся — это российские граждане, которые по каким-либо причинам находятся на домашнем обучении, а вторая половина — это ребята из стран СНГ и дальнего зарубежья. Это те дети, которые хотят хорошо знать русский язык, сдать экзамены и поступить в наши вузы», — сообщила участникам круглого стола Media-MIG директор по коммуникациям университета «Синергия» Надежда Ивкова.

В РАНХиГС сейчас обучается около трех тысяч иностранных студентов. Большинство из них учатся в Москве и Санкт-Петербурге. Директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС Лариса Тарадина уверена, что привлекать абитуриентов из других стран в российские вузы необходимо задолго до начала приемной кампании. Ставку необходимо делать на информационную открытость страны, показать ее сильные стороны, создать положительный образ государства. «Никогда не знаешь, что именно может привлечь иностранцев в твоей стране.

Один раз я спрашивала одну американскую группу ребят, которая приехала к нам на короткую программу, почему они решили приехать именно к нам? И они ответили, что как-то посмотрели документальный фильм про московское метро и с тех пор они всегда мечтали его посетить. И вот их мечта сбылась», — рассказала коллегам во время круглого стола Media-MIG Лариса Тарадина. — Поэтому, по моему мнению, привлечение студентов в нашу страну — это не только работа с самими ребятами и их семьями, но и зарубежными школами, вузами. Это довольно широкий круг вопросов».

Многие российские вузы для привлечения иностранных студентов пользуются услугами рекрутинговых агентств. Как правило, это иностранные компании, которые целенаправленно занимаются поиском обучающихся для конкретного вуза. Взаимодействие происходит на основании договора, где прописываются условия двух сторон. Итог взаимодействия: вуз получает иностранного студента, а рекрут — вознаграждение за свою работу.

«Мне кажется, стоит продолжать механизм отбора студентов за рубежом. Если мы сами едем в другую страну, то мы не можем охватить такую большую аудиторию так, как может сделать это человек, который работает на месте. Как правило, за одну поездку мы посещаем всего один–два города, в то время как рекрут взаимодействует с гораздо большим количеством школьников и абитуриентов. Поэтому, мне кажется, что такая работа достаточно полезна, — считает начальник управления международного сотрудничества Московского городского педагогического университета Дарья Миляева.

После окончания вуза перед многими студентами встает довольно сложный выбор — остаться в России или вернуться домой. Решение во многом зависит от того, из какой страны приехал гражданин и специальности, которую он получил. «В нашем университете три трека: это студенты, чьи родители — иностранцы, но они выросли в Москве, это ребята из стран СНГ и китайские граждане. Если первые чаще всего остаются в нашей стране, то большинство китайцев, наоборот, уезжают», — комментирует проблему Дарья Миляева.

В целом, как отмечают эксперты, этот вопрос достаточно сложный. С одной стороны, Россия заинтересована в том, чтобы умные ребята оставались в нашей стране. С другой стороны, важно, чтобы выпускники, которые получили здесь образование, возвращались домой. Ведь именно они становятся своеобразными послами русской культуры в своих странах. Возможно, именно они будут формировать у себя на родине положительный имидж России.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Образование / Эксперты и Media-MIG обсудили, как привлекать в Россию студентов из дальнего и ближнего зарубежья