
Посчитать издержки
Социализация и адаптация трудовых мигрантов и их детей в российском обществе не выходит из повестки. Глава Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина в беседе с Media-MIG заявила о несправедливом подходе к образованию иностранцев. Парламентарий считает, что к этому вопросу нужно подключать бизнес. Если предприниматель заинтересован в мигранте, то и расходы на обучение русскому языку он должен взять на себя, а не перекладывать денежное бремя на федеральный и региональные бюджеты, считает Нина Останина.
Строительная отрасль является лидером по привлечению иностранной рабочей силы. Допустимая доля иностранных работников в этой сфере, определенная правительством РФ на 2023 год, составляет 80%. Такую же планку предложено сохранить и в 2024 году. Глава Комитета по строительству «Деловой России», депутат Госдумы Владимир Кошелев заявил корреспонденту Media-MIG, что перекладывать вопросы образования мигрантов на бизнес недопустимо, но такие расходы можно включить в стоимость патента для иностранных граждан.
Что важно: обучение в специализированных учебных центрах должно и контролироваться, и финансироваться государством. Каждый должен заниматься своим делом: бизнес должен работать в рамках закона, зарабатывать и с этого платить налоги, а государство — определять миграционную политику и контролировать ее исполнение. При этом государство вправе посчитать свои издержки, заложить их, предположим, в стоимость патента для мигрантов. Но допускать прямой и бесконтрольной передачи денег за обучение детей мигрантов «из рук в руки» нельзя
Он придерживается позиции, что если на государственном уровне приглашаются мигранты, есть понимание, что они нужны в реализации каких-то задач, если позволяется им находиться в России вместе с детьми, то и обучение этих детей должно быть за государственный счет и под строгим государственным контролем. Предложение же Останиной, как полагает Кошелев, может создать коррупционные риски.
«Мы знаем, как сейчас некоторые взрослые мигранты умудряются фактически покупать экзамен по русскому языку. Пытаться поставить обучение детей мигрантов на аналогичные рельсы — это множить коррупцию при минимуме реального результата», — пояснил он.
При этом Владимир Кошелев напомнил, что сегодня закон не позволяет не принимать детей в школу и подтвердил, что Министерство просвещения готовит поправки в закон, где будут указаны два обстоятельства: не принимать в школу детей, не знающих русский язык, и требовать их обучения русскому языку в специализированном центре.
Мигрант — спаситель экономики
О том, что вопрос, связанный с обучением детей-мигрантов, в частности, русскому языку, относится к государственной миграционной политике, в беседе с корреспондентом Media-MIG заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов.
Считаю, что если мигрант приезжает работать в Россию, но при этом привозит семью, то он уже сделал первый шаг к тому, что готов стать гражданином нашей страны. Соответственно не может быть двух мнений о необходимости адаптации и социализации таких семей. Наша демографическая ситуация, далекая от совершенства, подсказывает, что нужно привлекать людей в Россию для развития экономики. У нас есть недостаток в рабочей силе по очень многим направлениям, и перекладывать исполнение государственной политики, финансирования в части образования на бизнес неправильно. Безусловно, предприниматели с этой задачей не справятся
Депутат считает, что предложенная Останиной инициатива может привести к ухудшению на рынке труда, поэтому тезис о том, что бизнес должен платить за социализацию и адаптацию мигрантов, тем более за обучение детей-мигрантов, представляется неэффективным и вредным.
«Я не рассматриваю всерьез возможность такой конфигурации, но, конечно, это значительно усложнит жизнь российских предприятий. Мы же говорим, что наша миграционная политика должна строиться, в том числе, и с целью усиления российской экономики. Конечно, у нас остаются проблемы с нелегальными мигрантами, практикой применения законодательства, но это не значит, что эти вопросы пущены на самотек», — резюмировал он.
Обойдут требования
Бывший министр экономики России Андрей Нечаев в разговоре с Media-MIG уверен, что если бизнес обяжут взять на себя расходы по образованию мигрантов, то предприниматели найдут способ, как это требование обойти.
Думаю, что в той мере, в которой бизнесу нужен образованный мигрант, он готов будет пойти на это и взять на себя дополнительные расходы. Если бизнесу не нужен образованный мигрант, то будут просто обходить эти требования. Большинство стран используют практику, если это действительно трудовая миграция, а не беженцы приехали из зон бедствия, сдачи экзамена на знание языка, каких-то исторических событий. Только потом выдают вид на жительство. В России же значительная часть мигрантов нелегально проживает. Поэтому их ни бизнес, ни еще кто-то не заставит учиться, они просто вне правового поля
Нечаев согласен, что в первую очередь на работу нужно привлекать россиян, но и без мигрантов России не обойтись.
«Недавно глава Минцифры Максут Шадаев констатировал, что не хватает примерно 50% айтишников. Ранее он же заявлял, что около 100 тыс. специалистов уехали, а всего у нас их было около 700 тыс. Понятно, что из стран ближнего зарубежья приезжают не айтишники и не высококвалифицированные специалисты, но, тем не менее, дефицит низкоквалифицированных кадров мигранты закрывают», — рассказал Андрей Нечаев.
Еще в марте 2023 года глава думского Комитета по делам национальностей Геннадий Семигин сокрушался, что власти толком не знают, сколько детей-мигрантов учатся в российских школах.
Звучат цифры 200, 250 тысяч. Тогда же он предложил сосредоточить внимание на расширении и наполнении конкретным содержанием понятия «социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов», в которое должны быть включены вопросы условий труда, непосредственного проживания, образования, воспитания, культурного и языкового просвещения, медицины и др.
В ближайшей перспективе Семигин намерен представить в Госдуме законопроект об основах национальной политики. Ранее он говорил, что в документе восемь разделов, каждый из них содержит от 5 до 25 конкретных предложений. Какой механизм предложат депутаты в части образования мигрантов и их детей пока неизвестно. Тем более сложно сказать, будет ли реализована идея о финансировании бизнесом обучения мигрантов и их детей, в частности.