Две ошибки: Российское образование становится непривлекательным для африканцев

До 2026 года в Африке должна появиться сеть центров образования на русском языке, но поможет ли это привлечь студентов стран Черного континента в вузы РФ – разбирался Media-MIG.

Дмитрий Воробьев
© freepik.com

На сайте Кремля опубликовали план действий Форума партнерства Россия — Африка до 2026 года. Отдельный блок посвящен вопросам образования. В частности, за три года в Африке необходимо «создать комплексную сеть центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку», а также «открыть филиалы российских образовательных организаций в африканских государствах».

Проблемы нулевого года

В июне, когда до российско-африканского саммита оставалось больше месяца, замглавы Минпросвещения Денис Грибов в интервью ТАСС говорил, что совместно с 14 педагогическими вузами в 2023 году планируется открыть центры образования на русском языке в 28 африканских странах. Еще Минпросвещения видит запрос на строительство русских школ на континенте как минимум в трех странах.

Для реализации проекта, хоть кремлевского, хоть министерского, как бы это банально не звучало, нужны кадры. Некогда практика отправки российских преподавателей в африканские страны существовала, но от нее, по словам ведущего научного сотрудника Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, африканиста Николая Щербакова, отказались. И это была первая ошибка.

Президентских указаний не всегда хватает. Для полноценного погружения абитуриента в возможности получить образование в России, нужно, чтобы они на соответствующем языке загодя получали информацию, смогли ее проанализировать. Сегодня в Африке всего несколько центров Россотрудничества. Это капля в море. Существуют проблемы и с информационным продвижением

ведущий научный сотрудниа Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова,
Николай Щербаков

Открытие центров обучения русскому языку на Черном континенте помогло бы африканским студентам не терять лишний или так называемый «нулевой» год в России.

«У нас по стандарту первый год предварительный — до начала основной программы — люди изучают в наших центрах русский как иностранный. Опыт последних 20 лет показывает, что за это время студенты не успевают по-настоящему изучить русский язык. В этой части наше образование объективно проигрывает, к примеру, китайскому, где программы разработаны на английском, французском языках. Эта проблема не сегодняшнего дня. Она постоянный предмет споров и дискуссий в профессиональном сообществе. Где-то годовой курс русского языка интенсивный, где-то средний, где-то занимаются очковтирательством — выучили алфавит», — отмечает Щербаков.

Перспективы и риски

Во время встречи с президентом ЮАР Сирилом Рамафозой российский лидер Владимир Путин заявил, что на новый учебный год квота стипендий для обучения южноафриканских студентов в российских вузах увеличена на 400 мест. Всего планируют принять 4,7 тысяч студентов.

В России сейчас обучается больше 34 тысяч студентов из Африки, в том числе около 5 тыс. — на бюджетных местах.

Только из Нигерии в США учится порядка ста тысяч студентов, в том числе за свой счет. Россия предложила новую квоту, но разделите ее на количество африканских стран и что получается? Поэтому африканские студенты поедут учиться в Великобританию, Бельгию, Францию

Высшая школа экономика выпустила доклад «Африка-2023: Возможности и риски». Эксперты полагают, что программы передачи и обмена знаниями, трансфера компетенций способствуют продвижению на рынки Африки решений и технологий, выгодных инициаторам таких программ и их партнерам. Также они служат обеспечению условий для разработки и внедрения в странах законов, нормативных актов, стратегий и практик, которые через управление потребностями и требованиями содействуют развитию их политических и экономических отношений с инициатором.

Вузовский обмен теперь будет затруднять то, что мы сказали «до свидания» Болонской системе образования. Есть еще соглашения с некоторыми странами о двустороннем признании дипломов, но этого недостаточно для того, чтобы по-настоящему мотивировать и заинтересовать студентов из Африки или других стран

Это вторая ошибка. Теперь иностранный студент из Африки или другой страны должен хорошо взвесить все перспективы и риски. Даже если он получит образование в одном из самых ведущих российских вузах, то не факт, что сможет трудоустроиться, к примеру, в Европе.

«Ему придется доказывать и подтверждать свои знания неизвестно как, поэтому вопрос о признании наших итоговых документов один из самых важных и серьезных», — резюмирует африканист.

Трехгодичный эксперимент

Но Россия пока от Болонской системы образования полностью не отказалась. В мае Владимир Путин подписал указ о запуске в шести вузах страны пилотного проекта о замене бакалавриата и магистратуры на базовое высшее образование сроком от четырех до шести лет и специализированное — от одного года до трех лет.

Эксперимент рассчитан на три года. Что касается моей личной позиции, то я всегда был сторонником того, чтобы Болонская система использовалась вузами на добровольной основе. Понятно, что РУДН не должен отказываться от Болонской системы. Кроме того, я бы не предлагал отказываться от терминов «бакалавриат», «магистратура», но увеличил бы прием на специалитет, потому что он дает более качественное образование

Олег Смолин,
первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию

Собеседник отметил, что фракция КПРФ планирует повторно внести законопроект о добровольной основе обучения по Болонской системе образования, но признается, что шансов его принятия мало. Вероятно, правительство решит дождаться первых результатов эксперимента.

«Но и через три года мы не сможем получить результаты по поводу сравнительного качества образования бакалавриатов и специалистов. Хотя технические и гуманитарные вузы настаивают на том, что специалитет им подходит больше», — поясняет депутат.

Что касается закрепления России в Африке, то Смолин констатирует: специалистов, знающих языки Черного континента, крайне мало.

Эти языки почти не изучались после советского времени, но у нас есть те, кто знает английский. При этом качество отечественного высшего образования, а я не был никогда квасным патриотом, выше, чем занимаемые места наших вузов в мировых рейтинговых системах

В любом случае, экспорт российского образования в третьи страны — приоритетная задача государства. Формирование привлекательного имиджа страны в этом вопросе, возможно, занимает даже первое место. Есть приоритетный проект «Экспорт образования», принятый в 2017 году в условия совершенно иной геополитической обстановки. Правда, от него никто не отказывался, а потому к 2025 году в России должны обучаться 710 тыс. иностранных студентов. По данным Минобрнауки, в прошлом году в РФ обучались больше 351 тысяч иностранных студентов, что на 8,4% больше, чем в 2021 году.

В тоже время, по данным исследовательского проекта Project Atlas, студентов-иностранцев в 2021 году было больше 395 тысяч. В России не отрицают, что в основном к нам едут учиться из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, проявляют интерес страны Востока. Какое место займет Африка среди них — покажет время.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ Образование / Две ошибки: Российское образование становится непривлекательным для африканцев