
Детьми мигрантов нужно заниматься
Вопросам развития миграционного законодательства РФ накануне посвятили пресс-конференцию на площадке МИА «Россия Сегодня». Во время ее проведения глава СПЧ Валерий Фадеев сделал ряд заявлений, касающихся подхода к обучению детей-мигрантов. В частности, он предложил на законодательном уровне запретить иностранным ребятам ходить в школы, если они не знают русский язык.
Закон не позволяет не принимать детей в школу — значит, надо изменить закон. Недопустима ситуация, когда дети, незнающие русский язык, принимаются в школу. Сегодня по закону власти обязаны принять в школу любого ребенка. Это вроде бы справедливо и правильно, что каждый ребенок должен учиться в школе, но если он не знает языка, то обучение превращается в издевательство над ним, учителями и другими учениками
В новом законе, по его словам, нужно прописать и требование обучать детей-мигрантов русскому языку в специализированных центрах. Фадеев посетовал, что его часто упрекают в нарушении Конституции, но он с этим не согласен:
«Мы должны выполнить Конституцию, обучить ребенка, дать ему возможность учиться в школе нормально. Закон должен быть изменен и, насколько я знаю, Минпросвещения работает над этим. Пожелаем им в этом удачи».
Инициатива о создании центров по обучению русскому языку поддержана Минпросвещения, сказал Валерий Фадеев. Чиновники считают, что их реально открыть к 1 сентября 2024 года. В тоже время возникает вопрос: за чей счет организовывать этот учебный процесс?
«Звучат предложения, что эти центры должны быть коммерческими, я в этом не уверен. Это решение связано с приглашением мигрантов. Если, приглашая трудовых мигрантов, мы считаем, что они нужны нашей стране, то, наверное, придется за государственный счет обучать этих детей. Это моя позиция. Возлагать дополнительные меры и дополнительные затраты на трудовых мигрантов несправедливо», — отметил он.
77%детей с миграционной историей слабо владеют или не владеют русским языком
Еще Фадеев предложил не только вернуть устную часть экзаменов для трудовых мигрантов, но и создать комиссии в муниципалитетах, которые смогли бы оценивать уровень владения иностранца русским языком:
«Если говорить о школе, то кто-то должен определять может ли ребенок учиться. В комиссии должны входить представители родительских комитетов, общественности. Тогда, глядишь, и взяток меньше будет. Граждане сами должны решать, как действовать в этой ситуации».
Но и в данном вопросе, по его словам, не надо перегибать палку и требовать от мигранта, к примеру, глубоких знаний в области литературы.
Отметим, что практически каждый второй россиянин назвал трудовую миграцию положительным явлением для страны, свидетельствуют данные свежего опроса ВЦИОМ. Еще десять лет назад так считали лишь 14% соотечественников, при этом обратного мнения сегодня придерживаются 40% опрошенных, что почти в два раза меньше, чем в 2013 году.
Нужна политическая воля
Не принимать ребенка, незнающего русского языка, в школу — это самый легкий путь. Так в разговоре с корреспондентом Media-MIG отреагировала на идею главы СПЧ председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина.
А дальше что? Когда в Госдуме отчитывался глава ФАДН Баринов, я тоже задавала ему этот вопрос. Он ответил, что его агентству неизвестно число детей, которые не посещают школы. Поэтому 450 тыс. (по данным Минпросвещения столько детей-мигрантов не ходят в школы, — Прим. ред.) не окончательная цифра, возможно, что она больше. Это угроза, как безопасности, так и культурному коду. Ведь они никогда тогда не впишутся в наше культурное пространство
Парламентарий поддерживает идею дополнительного образования детей-мигрантов, но не согласна с тем, что финансовое бремя должно лечь на федеральный бюджет:
«Давайте посмотрим, кто больше заинтересован в трудовых мигрантов — государство или бизнес? Если государство, то в какой сфере? Если речь идет о бизнесе, то проблемы с обучением детей-мигрантов они должны взять на себя. Не надо перекладывать все на плечи государства, это должно быть нагрузкой для компаний, использующих труд мигрантов. Если у иностранного работника семеро детей, то будь добр выделить деньги на их обучение русскому языку в специальных центрах, чтобы они могли затем пойти в детсады и школы. Дети не виноваты, что они оказались вдали от родины, им надо помогать, но нельзя складывать доход от труда мигранта в свой кошелек, а социальное обременение перекладывать на государство».
Останина говорит, что для решения этого вопроса нужна политическая воля. При таком раскладе бизнес будет оценивать, что ему выгоднее, принять на работу местного специалиста и платить ему хорошую зарплату, либо привозить иностранца с семьей и брать на себя дополнительные обязанности по образованию детей.
Интеграционный подход
Не поддержал идею главы СПЧ и первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Михаил Берулава. Депутат предлагает интегрировать российское образование в соседние страны.
Силой не надо. В советское время вопрос изучать русский язык или нет, не стоял. Как они — жители Средней Азии, Закавказья будут общаться без знания языка с россиянами? Но не надо запретительных мер. Надо проводить такую внутреннюю политику, чтобы это было. Я предлагал, когда россияне стали переезжать в Грузию, давайте там откроем русско-грузинские школы, университеты. Да, 3-4 националиста против, но остальной народ приветствует это, здравомыслящих людей больше
Также Берулава отметил, что ему импонирует подход президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который не препятствует открытию русских школ. В прошлом году пять образовательных учреждений распахнули свои двери.
«Президент Путин поддерживает линию, о которой я говорю. Межгосударственные отношения, чтобы они были крепкие, необходимо строить на уровне просвещения, науки, культуры. При этом методика преподавания детям мигрантов другая. Мы должны разработать, прежде всего, Российская академия образования, для этих детей методику, чтобы поднять уровень знания русского языка. Но не только здесь, а и в их странах», — резюмировал депутат.
Ранее Media-MIG писал о спорной идее российских властей погрузить иностранцев в местную среду. Изначально предполагалось, что в ряде пилотных регионов откроются специализированные центры по обучению мигрантов. Теперь уже речь идет об образовательных роликах и других формах донесения информации до иностранцев. Оценить эффективность этой задумки еще предстоит, но проблема с образованием иностранных ребят только усугубляется.
Согласно статистике, число несовершеннолетних иностранных граждан, получающих образование, с 2021 года выросло на 74 135 человек. При этом результаты проведения первичной диагностики не вызывают удовлетворения — 77% детей с миграционной историей слабо владеют или не владеют русским языком.
Если эти дети останутся в России, но не будут знать языка, их маргинализация — лишь вопрос времени. Решение проблем, связанных с деятельностью уже взрослых маргиналов, российскому обществу и бюджету может обойтись куда сложнее и дороже, чем обучение русскому языку восприимчивых ко всему новому детей.