Влияние пандемии на российский рынок труда остается актуальной темой, особенно в связи с предстоящей реформой миграционного законодательства РФ. Нужна ли нашей экономике иностранная рабочая сила, в каких регионах и отраслях без нее не обойтись и как грамотно управлять ее потоками? На эти вопросы отвечают ученые, подводя первые промежуточные итоги локдауна 2020–2021 годов.

Одно из таких исследований провела ГК «Аксиома», участвующая в реализации государственной миграционной политики. Компания оказывает поддержку головным вузам при организации и проведении экзамена среди иностранных граждан на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ.

В 2020 году ГК «Аксиома» стала единственным оператором миграционных услуг, принявшим участие в обеспечении целевого набора иностранных рабочих во время закрытия государственных границ. Этой теме и посвящено исследование, об основных выводах которого мы побеседовали с одним из авторов — к.и.н., членом экспертного совета компании Дмитрием Исповедниковым. 

Дмитрий, какова цель проведенной работы, что именно изучают Ваши коллеги? 

Мы исследуем малоразвитые в России формы организованной миграции, включая опыт целевого набора иностранной рабочей силы. В последней статье объектом стал процесс привлечения трудовых мигрантов для реализации крупнейших проектов национального значения. Научный интерес вызывает установление возможного влияния целевого набора на различные индексы регионального развития.

Для каких именно проектов внедрялся целевой набор, и чем его особенности?

Целевой набор — это организованный въезд иностранных рабочих в Россию строго под заявленные вакансии с двухнедельной самоизоляцией. Медицинское освидетельствование, оформление пакета разрешительных документов производилось в период проживания мигрантов в так называемых обсервациях.

С российской стороны участниками процесса в 2020 г. стали крупнейшие подрядчики, занятые в проекте «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений» в районе села Белокаменка Мурманской области, а также в строительстве газоперерабатывающего завода в районе г. Свободный Амурской области.

К каким выводам Вы пришли?

Как показало исследование, благодаря целевому набору подрядчики, занятые в реализации стратегических проектов, не испытывали на протяжении пандемии дефицита трудовых ресурсов, что позволило им уложиться в намеченные сроки. Это внесло существенный вклад в положительную динамику строительной отрасли в Амурской и Мурманской областях. Оба региона превысили показатели 2019 г. по объему выполненных строительных работ.

Регионы Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов, которые на 2019 г. продемонстрировали положительную динамику в строительной отрасли (Ленинградская область и Приморье), столкнувшись среди прочих проблем с дефицитом иностранной рабочей силы в 2020 г., завершили год с отрицательными показателями.

Целевой набор лишь незначительно пересекался с трудовыми интересами местных жителей, включая безработных тех категорий, которые способны восполнить нехватку рабочих рук в строительстве: выпускников по программам профессионального обучения, лиц, имеющих среднее общее и среднее профессиональное образование. Согласно статистике, они не были готовы массово занимать вакансии в отрасли ни в 2019 г., ни в 2020 г.

Наравне с рисками от сверхнагрузки на местную инфраструктуру целевой набор способствовал росту предпринимательства в сфере транспортных услуг и услуг общепита, что повысило экономические индексы. Однако имеют место и такие факторы, как повышение транспортных тарифов, двукратное удорожание съема жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах в Амурской области, что отчасти связано с привлечением трудовых мигрантов. 

Так цифры говорят все же в пользу организованной трудовой миграции или против нее?

Актуальная статистика отражает как позитивные, так и негативные тенденции. Но важно учитывать и фактор отложенного экономического эффекта, который проявится только после ввода проектов в эксплуатацию. 

В целом управление внешней трудовой миграции подразумевает четкое понимание экономических выгод и рисков. В этой связи организованное привлечение иностранной рабочей силы в качестве основной формы имеет важные преимущества как инструмент государственного регулирования сложных процессов.

Во-первых, согласование работодателями заявок на иностранных рабочих создает условия для переноса в страны-исхода комплекса мер по предмиграционной подготовке и проверке кандидатов на трудоустройство в России. Это сокращает неопределенность и число выпадающих из учета нелегалов, нарушающих миграционный режим.

Во-вторых, учитывается реальный региональный и отраслевой спрос на иностранную рабочую силу. Это способствует эффективному направлению потоков трудовой миграции в субъекты РФ с дефицитом рабочих рук.

В-третьих, условие строгого соответствия иностранных кандидатов актуальным вакансиям повлечет совершенствование системы тестирования и цифрового учета. Это повысит качество рабочей силы при соблюдении интересов россиян, реально претендующих на трудоустройство в той или иной отрасли, а также улучшит базу статистических данных.

Вместе с тем развитие организованных форм привлечения иностранной рабочей силы в РФ ставит вопрос о централизации российского миграционного сервиса, который упростит оказание иностранным рабочим законодательно установленных медицинских, образовательных и бюрократических услуг. Подобный сервис, помимо формирования единой материальной и кадровой базы, потребует применения опыта, уже накопленного передовыми операторами миграционных услуг в России. Реализацию подобной программы обеспечит эффективное государственно-частное партнерство, где государство отвечает за национальную стратегию, а бизнес — за оперативную реакцию на изменения.

Какие источники легли в основу исследования?

С одной стороны, мы использовали архивные материалы ГК «Аксиома», которая участвовала в развитии целевого набора. Компания обеспечивала проведение законодательно установленного экзамена среди иностранных граждан, настраивала организационно-техническую платформу, ведение документооборота. При ее участии уполномоченные российские вузы выдавали трудовым мигрантам государственные сертификаты о прохождении экзамена. Эта отчетность позволила выстроить четкую хронологию процесса, отследить помесячную динамику прибытия иностранных бригад в г. Благовещенск и г. Мурманск. 

С другой стороны, анализировалась официальная статистика. Отчасти результаты целевого набора отражены в базах МВД России. Однако нужно понимать, что эти цифры учитывают только тех иностранных граждан, кто обращался в территориальные Управления по вопросам миграции за услугой по оформлению пакета разрешительных документов на приобретение законного статуса. При этом в соответствии с Указом Президента России № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства» (от 18 апреля 2020 г.) те, кто не успел вернуться на родину, получили право не продлевать патент на работу и не выплачивать ежемесячный вмененный налог, что исключило необходимость обращения в органы внутренних дел. Таким образом, базы МВД России за 2020 г. отражают численность той части трудовых мигрантов — перераспределенной внутри РФ и прибывшей в рамках целевого набора, — которая продолжала оформлять и оплачивать патенты по настоянию своего работодателя, опасавшегося очередных непредвиденных событий. 

Для выявления возможной корреляции между целевым набором и различными индексами регионального развития таких как объем выполненных строительных работ, уровень безработицы, потребительских цен, изучались данные Росстата и его территориальных органов.

Статья представлена 4 декабря 2021 г. в рамках III Всероссийского демографического форума ФНИСЦ РАН на секции «Миграция и миграционные процессы».

Ознакомиться со статьей «Российский опыт целевого набора иностранных рабочих в статистике 2020–2021 гг.» можно на сайте института.

mk-kirov.ru