
Нужна ли нашей экономике иностранная рабочая сила, в каких регионах и отраслях без нее не обойтись и как грамотно управлять ее потоками? На эти вопросы отвечают ученые, подводя первые промежуточные итоги локдауна 2020–2021 годов. Одно из таких исследований провела ГК «Аксиома», участвующая в реализации государственной миграционной политики. Компания оказывает поддержку головным вузам при организации и проведении экзамена среди иностранных граждан на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ.
В 2020 году ГК «Аксиома» стала единственным оператором миграционных услуг, принявшим участие в обеспечении целевого набора иностранных рабочих во время закрытия государственных границ. Этой теме и посвящено исследование, об основных выводах которого мы побеседовали с одним из авторов — к.и.н., членом экспертного совета компании Дмитрием Исповедниковым.
— Дмитрий, какова цель проведенной работы, что именно изучают Ваши коллеги?
Мы исследуем малоразвитые в России формы организованной миграции, включая опыт целевого набора иностранной рабочей силы. В последней статье объектом стал процесс привлечения трудовых мигрантов для реализации крупнейших проектов национального значения. Научный интерес вызывает установление возможного влияния целевого набора на различные индексы регионального развития.
— Для каких именно проектов внедрялся целевой набор, и чем его особенности?
Целевой набор — это организованный въезд иностранных рабочих в Россию строго под заявленные вакансии с двухнедельной самоизоляцией. Медицинское освидетельствование, оформление пакета разрешительных документов производилось в период проживания мигрантов в так называемых обсервациях.
С российской стороны участниками процесса в 2020 г. стали крупнейшие подрядчики, занятые в проекте «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений» в районе села Белокаменка Мурманской области, а также в строительстве газоперерабатывающего завода в районе г. Свободный Амурской области.
— К каким выводам Вы пришли?
Как показало исследование, благодаря целевому набору подрядчики, занятые в реализации стратегических проектов, не испытывали на протяжении пандемии дефицита трудовых ресурсов, что позволило им уложиться в намеченные сроки. Это внесло существенный вклад в положительную динамику строительной отрасли в Амурской и Мурманской областях. Оба региона превысили показатели 2019 г. по объему выполненных строительных работ.
Регионы Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов, которые на 2019 г. продемонстрировали положительную динамику в строительной отрасли (Ленинградская область и Приморье), столкнувшись среди прочих проблем с дефицитом иностранной рабочей силы в 2020 г., завершили год с отрицательными показателями.
Целевой набор лишь незначительно пересекался с трудовыми интересами местных жителей, включая безработных тех категорий, которые способны восполнить нехватку рабочих рук в строительстве: выпускников по программам профессионального обучения, лиц, имеющих среднее общее и среднее профессиональное образование. Согласно статистике, они не были готовы массово занимать вакансии в отрасли ни в 2019 г., ни в 2020 г.
Наравне с рисками от сверхнагрузки на местную инфраструктуру целевой набор способствовал росту предпринимательства в сфере транспортных услуг и услуг общепита, что повысило экономические индексы. Однако имеют место и такие факторы, как повышение транспортных тарифов, двукратное удорожание съема жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах в Амурской области, что отчасти связано с привлечением трудовых мигрантов.
— Так цифры говорят все же в пользу организованной трудовой миграции или против нее?
Актуальная статистика отражает как позитивные, так и негативные тенденции. Но важно учитывать и фактор отложенного экономического эффекта, который проявится только после ввода проектов в эксплуатацию.
В целом управление внешней трудовой миграции подразумевает четкое понимание экономических выгод и рисков. В этой связи организованное привлечение иностранной рабочей силы в качестве основной формы имеет важные преимущества как инструмент государственного регулирования сложных процессов.
Во-первых, согласование работодателями заявок на иностранных рабочих создает условия для переноса в страны-исхода комплекса мер по предмиграционной подготовке и проверке кандидатов на трудоустройство в России. Это сокращает неопределенность и число выпадающих из учета нелегалов, нарушающих миграционный режим.
Во-вторых, учитывается реальный региональный и отраслевой спрос на иностранную рабочую силу. Это способствует эффективному направлению потоков трудовой миграции в субъекты РФ с дефицитом рабочих рук.
В-третьих, условие строгого соответствия иностранных кандидатов актуальным вакансиям повлечет совершенствование системы тестирования и цифрового учета. Это повысит качество рабочей силы при соблюдении интересов россиян, реально претендующих на трудоустройство в той или иной отрасли, а также улучшит базу статистических данных.
Вместе с тем развитие организованных форм привлечения иностранной рабочей силы в РФ ставит вопрос о централизации российского миграционного сервиса, который упростит оказание иностранным рабочим законодательно установленных медицинских, образовательных и бюрократических услуг. Подобный сервис, помимо формирования единой материальной и кадровой базы, потребует применения опыта, уже накопленного передовыми операторами миграционных услуг в России. Реализацию подобной программы обеспечит эффективное государственно-частное партнерство, где государство отвечает за национальную стратегию, а бизнес — за оперативную реакцию на изменения.
— Какие источники легли в основу исследования?
С одной стороны, мы использовали архивные материалы ГК «Аксиома», которая участвовала в развитии целевого набора. Компания обеспечивала проведение законодательно установленного экзамена среди иностранных граждан, настраивала организационно-техническую платформу, ведение документооборота. При ее участии уполномоченные российские вузы выдавали трудовым мигрантам государственные сертификаты о прохождении экзамена. Эта отчетность позволила выстроить четкую хронологию процесса, отследить помесячную динамику прибытия иностранных бригад в г. Благовещенск и г. Мурманск.
С другой стороны, анализировалась официальная статистика. Отчасти результаты целевого набора отражены в базах МВД России. Однако нужно понимать, что эти цифры учитывают только тех иностранных граждан, кто обращался в территориальные Управления по вопросам миграции за услугой по оформлению пакета разрешительных документов на приобретение законного статуса. При этом в соответствии с Указом Президента России № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства» (от 18 апреля 2020 г.) те, кто не успел вернуться на родину, получили право не продлевать патент на работу и не выплачивать ежемесячный вмененный налог, что исключило необходимость обращения в органы внутренних дел. Таким образом, базы МВД России за 2020 г. отражают численность той части трудовых мигрантов — перераспределенной внутри РФ и прибывшей в рамках целевого набора, — которая продолжала оформлять и оплачивать патенты по настоянию своего работодателя, опасавшегося очередных непредвиденных событий.
Для выявления возможной корреляции между целевым набором и различными индексами регионального развития таких как объем выполненных строительных работ, уровень безработицы, потребительских цен, изучались данные Росстата и его территориальных органов.
Статья представлена 4 декабря 2021 г. в рамках III Всероссийского демографического форума ФНИСЦ РАН на секции «Миграция и миграционные процессы».
Ознакомиться со статьей «Российский опыт целевого набора иностранных рабочих в статистике 2020–2021 гг.» можно на сайте института.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter