В 2020 г. в условиях карантинных мер и жестких ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, объемы интернет-торговли достигли рекордных величин. В силу того, что россияне не имели возможности посещать магазины, кафе и рестораны, заказывать продукты им пришлось при помощи различных онлайн-сервисов доставки. Ситуация сохраняется и сейчас и, насколько можно судить, в целом тенденция носит устойчивый и долгосрочный характер: российские потребители массово, что называется, подсели на услуги доставки. В этих обстоятельствах на авансцену вышла логистика, а если совсем конкретно, то курьерская служба.

В 2020 г. спрос на услуги курьеров вырос в 2,8 раза, а в январе 2021 г. — в 4,8 раз, как отмечают аналитики IT-сервиса по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob. Но так как основную часть сотрудников курьерских сервисов составляют мигранты, которым пришлось вернуться на родину ввиду сложной эпидемиологической ситуации, большинство компаний, специализирующихся на интернет-торговле и доставке товаров, столкнулись с дефицитом кадров.

В ближайшее время проблема нехватки рабочих рук может усугубиться из-за новых ковидных ограничений и принятого решения об обязательной вакцинации трудовых мигрантов. Более 15 тыс. предложений о работе для курьеров были уже опубликованы в июне 2021 г. на сайте сервиса по поиску работы и сотрудников HeadHunter. Особенно от дефицита кадров страдают Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская и Нижегородская области.

Дальнейший план по предотвращению дефицита кадров в сфере курьерских доставок и нормализации интернет-торговли пока сложно разработать из-за неопределенной ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции. «Все зависит от того, насколько долго сохранятся ограничения, связанные с пандемией COVID-19 и как быстро после их снятия рынок будет насыщен трудовыми мигрантами», — сообщил корреспонденту MEDIA-MIG координатор Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.

Тем не менее в дальнейшем российские компании планируют привлекать на работу иностранных граждан.

«Особенно это касается компаний, оказывающих услуги доставки в Москве и больших городах. Возможности для привлечения к работе в сфере экспресс-логистики граждан России крайне малы и не удовлетворяют всех возрастающих потребностей сферы доставки», — комментирует Александр Митюков.

Очевидно, решить проблему дефицита рабочей силы в этой сфере в ближайшее время не удастся, и российских пользователей интернет-магазинов и курьерских сервисов ждет повышение цен на доставку товаров. Однако есть и положительный момент. По данным исследования сервиса курьерской доставки Dostavista, обнародованным директором D Татьяной Борзых на российской выставке технологий, интернет-торговли и ритейла ECOM Expo’21,

только 47% опрошенных россиян обеспокоены ростом цен на доставку, гораздо больше покупателей волнует скорость доставки (95%), удобство и скорость оформления заказа (62%).

В связи с тем, что службы доставки значительно полагаются на работу трудовых мигрантов, возникла и уже осознана бизнесом еще одна проблема: по информации пресс-службы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, в 2019–2020 гг. очень резко выросло количество ДТП с участием велосипедистов — на 37%. Помимо того, что это очевидный вопрос безопасности всех участников движения, страдает и бизнес: 75% от общего объема велоДТП приходится на велокурьеров сетей доставки. Компании пытаются решить и эту проблему. Так, MEDIA-MIG писал о том, что Delivery Club совместно с консалтинговой компанией КБ Стрелка запустили для своих велокурьеров образовательный софт на русском, киргизском, таджикском и узбекском языках. Программа доступна с любого устройства. Пользователям в понятной форме и на удобном для них языке разъясняются правила дорожного движения. «Для безопасного передвижения на велосипеде в городе мало прочитать ПДД, нужно знать множество нюансов. Мы обнаружили, что в открытом доступе нет источников информации, полнота которых соответствовала бы нашим требованиям, и решили создать такой ресурс вместе с КБ Стрелка. Образовательная программа адресована не просто велосипедистам, она учитывает именно особенности работы курьеров на велосипедах. Мы также проиллюстрировали все ключевые аспекты и перевели программу, чтобы курьеры могли изучить ее на своем родном языке», — заявил журналистам директор по развитию Delivery Club Олег Хаустов.

Александра Близнецова