Строительная отрасль — один из самых пострадавших секторов российской экономики во время пандемии. Дефицит рабочих кадров здесь оценивается примерно в 3 млн человек, но можно увидеть и более значительные цифры. При этом нужны не просто разнорабочие, а квалифицированные специалисты, умеющие работать с новыми технологиями. Это, в свою очередь, накладывает определенный отпечаток на организованный набор трудовых мигрантов. О том, какие механизмы сегодня используются для того, чтобы вернуть рабочих на стройки, и как их нехватка влияет на конечного потребителя, журналист MEDIA-MIG узнала у заместителя председателя Комитета по предпринимательству в сфере строительства Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, председателя правления «Национальной ассоциации профессионалов кадрового обеспечения в строительстве и промышленности» (НАПКО-СП), доктора экономических наук, профессора Сергея Быстрова:

— Сергей Алексеевич, сегодня в СМИ много говорят о дефиците рабочей силы в сфере строительства. Какова на данный момент реальная картина со стороны предпринимательского сообщества?

— Мы с коллегами в Комитете Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства под руководством Басина Ефима Владимировича регулярно обсуждаем этот вопрос, общаемся с бизнес-сообществом, также на постоянной основе получаем информацию из Министерства строительства и ЖКХ. Сведения приходят разные, мы их анализируем, и в итоге совместно пришли к выводу, что сейчас на стройках не хватает примерно 3 млн человек. И это достаточно серьезная цифра, которая откладывает свой определенный отпечаток на те негативные моменты, которые сейчас существуют в строительной отрасли.

Как строительные компании справляются со сложившейся ситуацией? Есть ли какие-то реально действующие механизмы?

— На мой взгляд, реально действующий механизм в нынешних условиях, когда не хватает рабочих рук и существует дефицит иностранной рабочей силы, — делать ставку на местное население. Что сегодня достаточно проблематично, потому что долгие годы в России шел акцент на привлечение трудовых мигрантов, и поменять за короткое время этот механизм достаточно сложно. Но, стоит сказать, что практика ковидных ограничений показала, что организации, где в основном трудятся россияне, и которые занимались подготовкой и обучением своего персонала, дефицита рабочей силы не испытали, стройки не остановились, и эти предприятия в спокойном режиме пережили все негативные моменты, связанных с пандемией.

— Весной 2021 г. в РФ заработал новый порядок привлечения компаниями иностранной рабочей силы. В нем больше плюсов или минусов для предпринимательского сообщества?

— Сегодня все предпринимательское сообщество благодарно и правительству РФ, и Министерству строительства и ЖКХ за те подходы и механизмы, которые разрабатываются и внедряются в нашей отрасли. Но, во-первых, проблема в том, что не все они действуют, а во-вторых, те алгоритмы, которые внедряются, они по ходу применения могут меняться. Это, например, касается и алгоритма действий по привлечению в экономику РФ иностранных граждан. Исходя из данного порядка, привлекать на стройку мигрантов могут только компании, которые отвечают требованиями и по количеству сотрудников, и по ежегодному обороту. Цифры серьезные, и эти параметры достаточно сложно соблюсти маленьким и средним компаниям, которые также широко представлены в строительной отрасли.

Но сейчас мы видим, что и Российский союз строителей, и ТПП РФ, и Министерство строительства и ЖКХ вместе с вице-премьером правительства России Маратом Хуснуллиным постоянно ищут новые механизмы упрощенного завоза иностранной силы в Россию и тем самым пытаются решить вопрос дефицита кадров на стройке.

— Каких кадров сейчас больше не хватает в строительной сфере — высокопрофессиональных или разнорабочих?

Мы с вами живем в ХХI в., и у нас в России на стройках применяется высокотехнологичное оборудование и используются современные материалы, поэтому нанимать на работу нужно квалифицированных сотрудников. Национальная ассоциация профессионалов кадрового обеспечения в строительстве и промышленности отмечает, что все чаще предприниматели, оставляя заявку на подбор персонала, указывают, что даже разнорабочие обязательно должны иметь квалификацию, быть подготовленными и обладать умениями сразу в нескольких специальностях. Потому что сегодня на стройке используется много современной техники, регулярно совершенствуются применяемые технологии и для работы с ними нужны высокопрофессиональные специалисты. Что касается иностранных рабочих, то здесь в первую очередь страдает система отбора, которая не совсем согласована с нашими действующими законами в области трудового законодательства и нашими требования к удостоверениям по квалификации.

Зачастую в Россию приезжают мигранты, которые, мягко говоря, не готовы работать в современном строительстве. И таких людей на стройках не ждут. Поэтому мы ратуем за то, чтобы иностранных рабочих правильно отбирали, проверяли их уровень профессионального образования в соответствии с нашими требованиями к квалификации. Важно, чтобы мигранты приезжали и сразу могли идти работать, а не проходили несколько месяцев период адаптации и переобучения.

— Почему российские граждане неохотно соглашаются заменить иностранных рабочих на стройках? И что нужно сделать для того, чтобы переломить ситуацию?

— На данный момент мы видим, что ситуация начинает меняться и все больше российских граждан начинают приходить в том числе и на стройки, об этом свидетельствует статистика, которую нам дает Торгово-промышленная палата РФ и НАПКО-СП. Сейчас появилось очень много профессиональных строителей из регионов, которые охотно переезжают в города и области, где активно ведется застройка — это Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, в тот же Мурманск, где реализуются крупные арктические проекты. В то же время, как мы уже говорили, ограничения во время пандемии привели к дефициту рабочей силы, вследствие чего вырос спрос на местных специалистов, и это повлияло на увеличение их заработной платы. Ведь не секрет, что мигранты не всегда работали легально и это приводило к снижению цены вопроса.

Сегодня же мы отмечаем, что практически все предприниматели стараются работать в «белом поле», добросовестно платить налоги и страховые взносы, своевременно выплачивать заработную плату. Что, в свою очередь, положительно сказывается и на экономике страны.

— Но ведь вы сами говорите, что 3 млн человек на наших стройках все же не хватает.

— Дело в том, что не хватает квалифицированных кадров, их же надо подготовить, а система профессионально-технического образования в нашей стране на сегодняшний день отсутствует. Например, таким специальностям, как бетонщик-арматурщик, монолитчик, отделочник редко где учат, если говорить не о курсах, а о действительно качественном обучении. Мы проводили встречу в Московском государственном строительном университете и мы увидели, что тяга к этим профессиям у молодежи есть. Они хотят отучиться и иметь надежную специальность, которая бы им пригодилась в будущем, но они не знают, куда идти. И, хочется сказать, что строительный труд становится все более привлекательным, потому что здесь используется много новых механизмов, технологий, оборудования и техники. Молодежи становится интересней работать, повышается престиж профессии строителя. Доказательство тому — создание Крымского моста, возведение объектов Олимпиады и Чемпионата мира по футболу, которые были созданы по самым последним инновациям.

— Сегодня на разных уровнях власти звучат предложения о том, как восполнить дефицит рабочей силы. Одно из самых обсуждаемых — это привлечение пенсионеров и заключенных на крупные стройки. Как вы к нему относитесь?

Мне кажется, это очень правильная инициатива. Здесь важно понимать, что привлекать неработающих пенсионеров хотят только на некоторые виды работ, где у них есть компетенции. Потому что это люди, которые обладают богатым опытом. Например, на Западе самые высокооплачиваемые специалисты — в возрасте от 55 лет. У них богатый опыт, они более ответственно относятся к работе, для них важна стабильность. Это важные качества, за которые их ценят работодатели.

Что касается заключенных, то, на мой взгляд, предложение Министерства юстиции и директора ФСИН Александра Калашникова использовать труд заключенных на стройках очень верное. Вообще, у нас принудительные работы в исправительной системе существуют с 2017 г., просто это направление не было сильно развито. Мне кажется, высказанная весной этого года данная инициатива позволит по-другому взглянуть на это явление. Потому что не все арестанты — уголовники, кто-то совершил правонарушение по неосторожности, но они — наши граждане, рано или поздно они выйдут на свободу и вольются в наше общество. Занимаясь принудительными работами на тех же стройках, они работают, зарабатывают деньги, выплачивают штрафы, содержат свои семьи. К слову, многие из них, после отбывания срока остаются на этих же стройках. Но если говорить о бизнес-сообществе, то не все предприниматели приняли это предложение на «ура». Однако есть и положительные примеры, когда бизнесмены шли на этот шаг, открывали исправительные центры со штатом до 50 человек, а потом расширяли их до 200 работников.

На сегодняшний день руководством ФСИН, Комитетом по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ совместно с Национальной ассоциацией профессионалов кадрового обеспечения в строительстве и промышленности создаются большие центры со штатом от 500 до 1000 человек в Мурманске, Самаре и Карелии. Более того, принято решение до конца года привлечь на стройки до 15 тыс. человек, которые приговорены к принудительным работам.

Здесь стоит понимать, что осужденные пользуются практически теми же правами, что и наемные работники. Они самостоятельно ходят до места работы, в течение дня выполняют трудовую деятельность и только ночевать возвращаются обратно в центр, где в это время находятся под присмотром. Но, вообще, к этому вопросу ФСИН относится достаточно серьезно, людей отбирают, их проверяют, чтобы ими не совершались нарушения. В большинстве своем осужденные — это дисциплинированные люди, которые мотивированы на достижение успеха.

— Как нехватка рабочей силы в целом сказалась на рынке недвижимости? Влияет ли она  на конечного потребителя?

Конечно, влияет, но не в той степени, как другие факторы. Например, возросшие цены на стройматериалы: металл, дерево, арматуру. Все это в совокупности приводит к увеличению стоимости квадратного метра. Но сейчас Министерство строительства и ЖКХ, Российский Союз строителей и Торгово-промышленная палата РФ разрабатывают механизмы и подходы, которые должны выровнять и стабилизировать данную ситуацию. Думаю, мы сможем ее разрешить, только нужно понимать, что сделать это можно будет не за один год. В целом, я думаю, что в ближайшее время будут найдены те алгоритмы, которые позволят стабилизировать цены и они не будут расти.

— С конца июня в Москве стартовала вакцинация трудовых мигрантов. Как к этому относятся предприниматели? Охотно ли прививают своих рабочих?

— Предприниматели у нас — народ дисциплинированный, если есть такое требование, то никто закон нарушать не будет, и в большинстве своем работодатели вакцинацию поддерживают. Просто, когда вводилась вакцинация, то пунктов ее проведения было очень мало, сейчас проблема разрешилась. Да и бизнесмен прекрасно понимает, что пока все не будут вакцинированы, достаточно сложно чувствовать себя в безопасности. Поэтому лучше выполнить это требование и работать спокойно.

— В последнее время в СМИ появляется информация о запуске чартерных поездов для мигрантов. Это помогло бы разрешить ситуацию?

Понимаете, если говорить о привлечении иностранной рабочей силы в РФ, то перевозить мигрантов авиасообщением достаточно дорого как для самого предпринимателя, так и мигранта. Кроме того, самолет перевозит меньшее количество пассажиров, чем поезд. Как правило, это не более двухсот человек, но не все же из них едут в Россию на заработки, а брать чартер достаточно дорого. Если мы говорим о железнодорожных перевозках, то одним составом можно перевезти около тысячи человек. То есть разница достаточно большая, и цена в разы ниже. Мы видим, что наши железные дороги — это очень прогрессивный и современный вид транспорта, который комфортно и быстро перевозит пассажиров, выполняет это четко по времени. Также стоит отметить, что железнодорожные вокзалы находятся, как правило, в центре городов, а до аэропортов еще нужно добраться, а это лишние переезды и дополнительные затраты.

— Какие механизмы привлечения трудовых мигрантов в страну могли бы помочь в сжатые сроки разрешить проблему с дефицитом рабочей силы?

— Тема достаточно сложная, и она в последнее время активно обсуждается всеми структурами на различном уровне. Не так давно, в июне, в Торгово-промышленной палате РФ был проведен круглый стол на тему «Состояние и перспективы организованных форм трудовой миграции. Содействие развитию организованной трудовой миграции с использованием потенциала ТПП России». Мероприятие проводилось под эгидой Комиссии по трудовой миграции Союза ТПП по внешнеэкономической деятельности совместно с «Международным альянсом “Трудовая миграция”», с участием региональных торгово-промышленных палат, бизнес-сообществ, представителей паспортно-визовой службы МВД России и международных организаций в сфере миграции. В частности, на этом круглом столе мы говорили, что ключевым фактором сдерживания развития и распространения организованной трудовой миграции остается отсутствие в российском законодательстве норм, стимулирующих работодателей участвовать в процедуре организованного набора. И в то же время это обсуждение показало наличие значительного потенциала в развитии механизмов организованного набора, который пока не использован и связан с другими факторами. При этом хочу добавить, что недавно к нам в ТПП РФ пришел проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который был разработан МВД России. Он составлен, на наш взгляд, очень профессионально, квалифицированно, и призван заменить ряд действующих федеральных законов, регулирующих миграционные процессы. В случае принятия он станет определяющим документом в сфере миграционной политики. Рассматриваемый проект нормативно-правового акта предусматривает ряд новых подходов, ранее не применявшихся в России. Мы сейчас в нашем Комитете по строительству рассматриваем этот документ, обсуждаем с бизнес-сообществом его спорные положения и вносим свои изменения.

Беседовала Оксана Зайчукова