Столичные и подмосковные власти с 1 августа 2021 г. вводят комплексную информационную систему «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»). Отныне все участники отрасли, осуществляющие таксомоторную деятельность, от таксиста до агрегатора, таксомоторного парка, технического и медицинского центра, обязаны иметь цифровой профиль. По задумке властей, регистрация в системе сделает рынок таксомоторных перевозок более прозрачным и, как следствие, безопасным. В соответствии с данными Дептранса Москвы, несмотря на то, что в 2020 г. аварий с участием такси стало на 11% меньше по сравнению с 2019 г., число погибших в этих авариях выросло на 20%.

С начала этого года Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) выявила более 1,7 тыс. нарушений со стороны водителей-иностранцев.

Для регистрации в КИС «АРТ» необходимо иметь аккаунт на портале госуслуг. Водителям-иностранцам можно зарегистрироваться на госуслугах со своим национальным паспортом, получив у российского работодателя СНИЛС, что, конечно, отсечет от системы работающих нелегально.

Получить разрешение на работу водителем такси мигранту можно только при наличии у него российского водительского удостоверения или удостоверения страны, где русский язык признан официальным. Кроме того, обязателен водительский стаж не менее трех лет. Но по данным сайта mos.ru, больше всего в столице таксистов с водительскими удостоверениями Узбекистана, Таджикистана и Армении — около 65% от общего числа таксистов, не имеющих российских водительских прав.

Как рассказал MEDIA-MIG руководитель Центра компетенций АНО «Международный Евразийский форум “Такси”» Станислав Швагерус, иностранное водительское удостоверение невозможно проверить.

«Это привело к возникновению подпольного рынка водительских удостоверений, которое можно купить всего за 19 000 рублей, и, соответственно, снижению квалификации водителей. При загруженном московском трафике такой расклад никак не способствует снижению количества ДТП.

Внедрение КИС «АРТ» решит эту проблему», — говорит представитель отрасли. В июне 2021 г. МАДИ потребовала от компаний-агрегаторов не допускать к своим сервисам мигрантов, не соответствующих требованиям.

По словам Станислава Швагеруса, сейчас идет массовая регистрация цифровых профилей водителей. В 17% случаях причина отказа в регистрации — недействительный паспорт. Это самая большая доля. Вторая по частоте причина — отсутствие водительского стажа от 3 лет — 15%. С 1 августа такие нарушители не смогут работать в такси.

Расчет Дептранса Москвы очевиден и состоит в том, что благодаря системе цифровых профилей со временем мы сформируем базу проверенных и высококлассных водителей такси на территории города. Рынок очистится от так называемых теневых таксистов, а это сократит время простоя у тех, кто работает по закону.

Но оптимизм властей разделяют далеко не все участники рынка. Председатель Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков рассказал MEDIA-MIG: «Внедрение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Появляется контроль за теми, кто входит в отрасль. Каждый водитель оставляет свои данные в системе, и в случае, если его лишают права управления автомобилем, его не допускают к работе. Также те иностранные водители, у которых права на управление автомобилем выданы государством, не имеющим русского языка в качестве государственного, будут обязаны получить российские права. Но есть и минусы.

Система работает медленно и не всегда корректно. Регистрация занимает более четырех дней. Техподдержка далека от идеала. Нет обратной связи при заполнении необходимых учетных форм в системе. Тотальный контроль за водителями со штрафными санкциями в размере 30 000 руб. и более сделает работу таксиста еще более напряженной. Без введения минимальной оплаты труда нельзя ограничивать время работы сорока часами в неделю.

Вполне возможны ситуации, когда, отработав восьмичасовую смену, водитель выплатит только проценты за заказы агрегатору, оплатит бензин и аренду автомобиля, а себе ничего не заработает.

На данный момент в системе зарегистрировано не более 20% от общего числа водителей. Это чревато тем, что работать сможет лишь треть от обычного числа таксистов. Остальные либо уйдут с рынка, либо начнут сотрудничать с незарегистрированными диспетчерскими и приложениями».

Таксисты опасаются, что вводимая система затронет и пассажиров, поскольку те столкнутся с ростом цен и увеличением продолжительности ожидания официальной машины. Межрегиональный профсоюз работников общественного транспорта в конце июля обратился к председателю правительства РФ М.В. Мишустину с просьбой внедрять систему КИС «АРТ» поэтапно, чтобы участники таксомоторного рынка могли подключаться без необходимости полного пересмотра практик их работы в сжатые сроки. На этот период также предлагается отменить штрафные санкции за ненадлежащую передачу сведений в систему.

Елена Мохова