Для стран Центральной Азии, по крайней мере, для трех из пяти – Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана – трудовая миграция является одной из важнейших статей дохода. По официальным данным, в 2020 году в Таджикистан мигрантами было выведено 425,5 млн долларов. Денежные переводы узбекистанцев на родину составили 927,7 млн долларов или порядка 13,4 % ВВП республики. А вот кыргызстанцы в 2020 году перевели порядка 2,5 млрд долларов.

Однако, похоже, что власти Узбекистана намерены потеснить соседей и перенаправить основной объем денежных потоков в свою страну.

СНГ и ЕАЭС: две большие разницы

Стоит отметить, что причина лидерства Кыргызстана в этом вопросе отчасти кроется в том, что республика является членом ЕАЭС. Поэтому кыргызстанцам как минимум не нужно оплачивать патент, тогда как для узбеков и таджиков он является обязательным. По оценкам узбекского социолога Рафиса Азамова, только на приобретение патента трудовые мигранты из Узбекистана суммарно тратят около трех миллиардов долларов в год, что является определенным ограничивающим фактором для желающих «попытать счастья на чужбине».

Есть и другие существенные различия между миграционным законодательством СНГ и ЕАЭС. По сути, общее у них – только безвизовый въезд на территорию союзных государств.

По словам директора проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрия Московского, в 1992 году, когда создавалось Содружество Независимых Государств, предполагалось, что страны СНГ не будут препятствовать трудовой миграции на территории объединения. Однако со временем ситуация изменилась.

– Когда обнаружилось, что бесконтрольные миграционные потоки, направленные, в частности, на территорию Российской Федерации, стали представлять угрозу национальной безопасности страны, в миграционную политику стали вводиться значительные коррективы. На данный момент сохранилось лишь положение о безвизовом въезде граждан стран СНГ на территорию друг друга. Что касается признания дипломов о высшем образовании, водительских удостоверений и т. д., эти вопросы стали регулироваться двусторонними межправительственными соглашениями, – пояснил Московский.

– Евразийский экономический союз предоставляет больше преференций для трудовых мигрантов. В частности, я бы выделил два больших блока. Первый касается пребывания граждан на территории другого государства – граждане ЕАЭС имеют преференции, связанные с постановкой на миграционный учет и т. д. Второй блок связан с осуществлением трудовой деятельности. Прибывшие из стран Евразийского союза могут осуществлять трудовую деятельность на территориях стран-участниц Союза без получения разрешительных документов, т. е. они подходят подо все требования трудового законодательства страны пребывания. У граждан из стран СНГ, которые не входят в ЕАЭС, таких преференций нет, – пояснил профессор Государственного университета управления, доктор политических наук Владимир Волох.

Напомним, в состав СНГ сегодня входят 10 государств. Пять из них – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия – также являются членами Евразийского экономического союза. А вот Азербайджан, Таджикистан и Туркмения в ЕАЭС не входят, Молдавия и Узбекистан имеют в Союзе статус наблюдателей.

Статуса наблюдателя уже недостаточно

Возможно, это и послужило причиной того, что Узбекистан приступил к рассмотрению вопроса о вступлении в ЕАЭС. Этот вопрос обсуждался во время Гайдаровского форума, прошедшего 15 января текущего года. Планируется, что в феврале будет подготовлен проект меморандума по дальнейшей совместной работе в этом направлении. Напомним, в декабре 2020 года Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС.

Но и в рамках СНГ власти Узбекистана пытаются предпринять определенные шаги – во время последнего заседания Совета глав государств СНГ президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поднял вопрос о необходимости пересмотра ряда вопросов в сфере миграционной политики, касающихся, в частности, взаимного признания документов, а также социальной и правовой защиты граждан Содружества.

Не исключено, что государства СНГ хотели бы иметь для своих трудовых мигрантов преференции, аналогичные тем, что имеют трудящиеся ЕАЭС. Однако, по мнению директора Центра исследовательских инициатив «Ma’no» (Ташкент) Бахтиера Эргашева, преференций для трудовых мигрантов в рамках Евразийского экономического союза всегда будет больше.

– ЕАЭС имеет совершенно другой уровень интеграции, создать такие же условия для СНГ нереально, – подчеркнул он.

Наступление по всем фронтам

Активность Узбекистана в продвижении своих трудовых ресурсов на экспорт не ограничивается лишь рамками форматов СНГ и ЕАЭС.

Так, республика стала первой из стран СНГ, подписавшей в апреле 2017 года с правительством России соглашение об организованном наборе.

– На мой взгляд, реализация оргнабора … – это прогрессивный и очень значимый шаг в сторону усовершенствования миграционных процессов, – подчеркнул Владимир Волох.

В целях реализации соглашения на территории республики были созданы центры домиграционной подготовки граждан, которые осуществляют перечень процедур, включающих в себя прохождение медосмотра, подготовительных курсов по русскому языку, истории и законодательству РФ, заполнение миграционных карт, а также подписание предварительного трудового договора, что позволяет трудящемуся получить миграционный статус еще у себя на родине.

В нынешнем году на базе этих центров планируется открыть фронт-офисы, которые на месте будут оформлять еще и страховые полисы, а также разрешения на работу в России. Это делается с целью экономии времени и расходов трудовых мигрантов. Соответствующее соглашение подписали Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Узбекистана с ФГУП «Паспортно-визовый сервис» при МВД России и государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный миграционный центр» Москвы.

Со своей стороны президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев дал указание разработать отдельную программу по организованной миграции, предусматривающую внедрение системы экономической и финансовой помощи мигрантам. Программа охватит такие вопросы, как дорожные расходы, получение патента, страховки, пенсионного обеспечения и кредитов.

Глава государства также поручил принять меры по созданию достойных условий соотечественникам, в частности, разработать механизмы их кредитования через зарубежные банки по линии межправительственных комиссий.

Сюда же можно добавить развитие системы изучения русского языка и пересмотр образовательных программ по наиболее востребованным в странах-реципиентах иностранной рабочей силы специальностям.

Узбекские госструктуры, задействованные в сфере миграции, чутко реагируют на изменения рынка труда. Осознавая, что сегодня в России наблюдается дефицит рабочих строительных специальностей, узбекские власти пригласили российских работодателей и рекрутинговые агентства для проведения оргнабора граждан республики, тем самым предоставив им возможность самим отбирать подходящие кадры. Как результат, в 2021 году только на объекты в Москве и Подмосковье российские строительные компании привлекут порядка 14 тысяч узбекистанцев.

Злата Симаш