1 сентября по причине сохраняющихся ограничений не все иностранные студенты смогли переступить пороги российских учебных заведений. В первую очередь для них были разработаны и внедрены новые форматы обучения.

Постоянно на связи

Переход к новым формам обучения потребовал значительных усилий от руководства вузов и их преподавательского состава. В относительно короткие сроки были разработаны новые методики преподавания, внедрено и оперативно адаптировано современное техническое оснащение, разработана новая система наблюдения и контроля за усвоением пройденного материала и сдачей экзаменов.

Техническая сторона вопроса у российских вузов особых сложностей не вызвала: сегодня рынок предлагает множество решений для совместной деятельности в удаленном режиме (Microsoft Teams, Zoom, Skype, Discord и т. д), которые позволяют обеспечить эффект присутствия преподавателя и студентов в аудитории.

Необходимо отметить, что в части лекционной работы онлайн-инструменты даже имеют определенные преимущества, позволяя вести запись занятий, что дает возможность повторного обращения к материалу.

Не остались без внимания и поддерживающие сервисы. Так, в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) благодаря платформе Modeus можно донастраивать собственную программу обучения (студентам предоставляется возможность выбора ряда дисциплин), отслеживать изменения в расписании, посещаемость и успеваемость. Оповещения об изменениях дублируются на электронную почту, поэтому быть в курсе всех новостей вуза можно не выходя из дома.

Однако было бы неправильным сводить все к разработке и внедрению программного обеспечения. Поддержка иностранных студентов приобретает разнообразные формы. В том же ТюмГУ для повышения эффективности образовательного процесса организована тьюторская и волонтерская поддержка, позволяющая решать технические и организационные проблемы, возникающие во время онлайн-обучения.

В начале было Слово

Очевидно, что основой качественного усвоения материала является знание русского языка. Поэтому ряд вузов усиливают работу по этому направлению, предлагая первокурсникам дополнительные занятия для совершенствования русского языка. В РУДН, например, открыт специальный языковой факультет, предоставляющий курсы для тех, кто не уверен в своих способностях или хочет изучать язык на более продвинутом уровне.

По мнению руководства вуза, такие занятия полезны и необходимы не только студентам-лингвистам и переводчикам, но и обучающимся по другим специальностям.

Подобные курсы, позволяющие постичь глубины «великого и могучего», более пяти лет организуются и в Псковском государственном университете (ПсковГУ). Посещать их иностранные студенты могут, как и другие задания, «удаленно» – через систему Moodle.

Критерий знаний – сессия

Сложнее всего в период смешанного и дистанционного обучения обстоит дело с проверкой добросовестности студентов, например, в части самостоятельного выполнения тестов и сдачи экзаменов. Решить задачу «чистоты экзаменационной работы» призвана внедряемая в российских вузах система прокторинга (от англ. proctor – следить, наблюдать. Прим. ред.), которая позволяет установить личность учащегося и исключить использование им вспомогательных материалов, чтобы преподаватель объективно мог оценить качество знаний экзаменуемых.

Существует три вида контроля за процессом онлайн-тестирования. Первый – за экзаменом наблюдает независимое лицо, администратор, который фиксирует нарушения. Второй – автопрокторинг. Специальная программа распознает личность студента, следит за направлением его взгляда, анализирует звуки, появление посторонних предметов, после ответа учащегося предоставляется отчет о возможных выявленных нарушениях. Третий – комбинированный способ. В этом случае процесс контролируется программой. Если она фиксирует подозрительное поведение экзаменуемого или факт списывания, то сигнал сразу отправляется администратору-проктору, который решает, какие принять меры.

Экзамены с применением прокторинга проходят следующим образом: студент заранее заходит в конференцию, регистрируется и разрешает доступ к записи с экрана, показывает документ, удостоверяющий личность, помещение и рабочий стол. На экзамене разрешается пользоваться записями, сделанными во время подготовки к ответу, а также при необходимости (проблемах со связью, перебоями с интернетом) позвонить проктору и сообщить о проблеме. Студентам запрещено сдавать экзамен с выключенной камерой, находиться в наушниках, получать подсказки от третьих лиц и искать информацию в интернете. Подобные нарушения приведут к аннулированию результатов.

Одним из первых систему прокторинга опробовал НИУ ВШЭ. Еще в 2019 году с применением новой технологии было проведено около 2100 экзаменов для иностранных абитуриентов, 50 – для аспирантов и 1000 – для участников Международной олимпиады молодежи.

В этом учебном году контроль за проведением экзаменов и тестов введен в Казанском федеральном университете (КФУ), куда в 2020 году поступило более 3,4 тыс. иностранных студентов, сообщили «Медиа-Миг» в Центре медиакоммуникаций КФУ.

Отношение студентов к такому формату сдачи экзаменов неоднозначное. По мнению нескольких опрошенных учащихся РАНХиГС, где действует система автопрокторинга, программа часто ошибочно сигнализирует о том, что слышен подозрительный шум или экзаменуемый не туда посмотрел. Система также высылает оповещение, если студент слишком долго смотрит на экран. Но некоторые задания тестов невозможно выполнить, не смотря при этом на то, что демонстрирует преподаватель. Это касается, например, высшей математики.

Уполномоченный по правам студентов НИУ ВШЭ Руслан Асланов видит в прокторинге другой негативный аспект – слишком строгие требования могут вызвать у студентов стресс и психологическое напряжение. По его мнению, система прокторинга наиболее эффективна только в ограниченном применении, например, при проведении теста на семинаре.

Однако, несмотря на имеющиеся недостатки прокторинга, альтернативных вариантов немного. Тем более что сессия уже идет, а Минобрнауки РФ продлило дистанционную систему обучения для вузов до 6 февраля 2021 года.

Подготовила Александра Близнецова

Редакция «Медиа-Миг» благодарит за содействие и предоставленную информацию пресс-службы:

  • Тюменского государственного университета (ТюмГУ),
  • Российского университета дружбы народов (РУДН),
  • Псковского государственного университета (ПсковГУ),
  • Казанского федерального университета (КФУ),
  • Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС),
  • Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Фото:
Александр Кряжев РИА Новости
Сергей Пятаков РИА Новости