Возрастающее количество иностранных специалистов, прошедших обучение в российских вузах и оставшихся работать в стране, благоприятно влияет на развитие отечественной экономики. Эту тенденцию отмечают многие госчиновники, а зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев считает поступление в отечественные вузы иностранцев еще и залогом укрепления и расширения культурных контактов. Для ускорения этого процесса уже несколько лет реализуется федеральный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», действие которого рассчитано на период до 2025 года. Он, прежде всего, способствует укреплению и усовершенствованию нормативно-правовой базы для решения текущих вопросов поступления иностранных абитуриентов в российские вузы. Параллельно идет активная работа над улучшением условий пребывания иностранных граждан в РФ на период обучения.

Повышение статуса российского образования можно рассматривать в качестве нового ресурса лидерства в современном мире. Предоставление образовательных услуг для иностранных граждан – важнейший инструмент применения «мягкой силы» государства. Как пишет в своей статье «Образование как инструмент “мягкой силы” во внешней политике России» российский дипломат и историк, ректор МГИМО А.В. Торкунов, формирование мировоззренческих взглядов и ценностей у человека обычно происходит в студенческие годы. Молодежь приезжает для получения высшего образования в другую страну, перенимает ее традиции, изучает язык, знакомится с достижениями науки и культуры. Такие студенты приобретают ценный социальный капитал и, вернувшись на родину, как правило, становятся проводниками языка и культуры той страны, где они учились. Как считает А.В. Торкунов, подобное применение «мягкой силы» является самым эффективным методом повышения статуса государства на международном уровне.

Все идет по плану?

Формально осуществление проекта по развитию экспортного потенциала российской системы образования идет полным ходом. Начальник управления реализации проектов в сфере образования и науки Россотрудничества Михаил Попов рассказал изданию «Российская газета» о том, как реализуется этот проект. Так, с 2003 года в РФ выделяется 15000 квот на бюджетные места для иностранных студентов. Квота позволяет им поступить более чем в 450 государственных учебных заведений. Попов отметил стабильный рост заявок от иностранцев на поступление в отечественные вузы. В частности, только в феврале 2020 года их число практически достигло тысячи.

Несмотря на то, что основной поток иностранных абитуриентов нацеливается на вузы Москвы и Санкт-Петербурга, не страдают от дефицита поступающих и региональные учебные заведения. Так, в 2020–2021 учебном году в Казанский (Приволжский) федеральный университет поступили почти три с половиной тысячи иностранных студентов, в Тюменский – почти две тысячи, в Белгородский – более полутора тысяч. Среди поступивших есть не только граждане СНГ. Например, в БелГУ в 2020 году начали учиться студенты из Азии (Египет, Индия, Иордания) и Латинской Америки (Эквадор, Колумбия), а в Псковский университет в этом году впервые поступили абитуриенты из Африки (Алжир, Нигерия, Судан), Европы (Италия) и Канады. Стоит отметить, что несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, цифры сопоставимы с показателями 2019 года.

Тем не менее не все так просто  

В первую очередь, конкуренция. Российские университеты соперничают не только между собой, но и с зарубежными вузами: с одной стороны, с элитными учебными заведениями США и Великобритании, где образование стоит дорого, а, с другой, с вузами Восточной Европы, где оно, наоборот, весьма дешевое. При этом за рубежом мобильность студентов уже давно стимулируется различными программами и принимает разнообразные формы: от языковых курсов и программ до полного цикла обучения, включая менторство и тьюторинг. Подобные программы в России находятся только на ранних этапах внедрения.

Кроме того, как считает Михаил Попов, на данный момент в РФ нет эффективных государственных инструментов для привлечения иностранных студентов. Основная проблема – отсутствие доступной и достоверной информации об образовательных программах.

Лучше один раз увидеть  

Причин, по которым иностранцы выбирают университеты в регионах, несколько. В статье Е.Ю. Золочевской, А.В. Скидан и А.М. Мельниченко «Особенности привлечения иностранных студентов в российские вузы: региональный аспект» представлены результаты опроса иностранных студентов. Исследователи выяснили, по каким критериям зарубежные абитуриенты останавливают свой выбор на конкретном вузе. Так, большинство (62,2 % респондентов) ответили, что поступили в университет по совету родственников, друзей или знакомых, на решение 22,8 % опрошенных повлияла реклама в интернете.

Мнения родственников и друзей, хотя и выступают ключевым фактором, влияющим на выбор абитуриента, но, как говорят в России, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ярким примером реализации такого подхода является НИУ ВШЭ.

Вуз каждый год инициирует различные проекты для иностранных абитуриентов, в ходе которых последние могут самостоятельно познакомиться с многообразием образовательных программ университета. Среди таких проектов особо выделяется Study Tour Experience – своеобразная демоверсия обучения в университете длиной в неделю, которая предоставляет возможность познакомиться с магистерской программой, требованиями профессоров, посмотреть на уровень знаний студентов и оценить свои возможности.

Бежать как минимум вдвое быстрее  

Следует отметить, что возможности онлайн-инструментов поистине безграничны: виртуальные туры по лекционным залам и лабораториям, открытые лекции, профильное тестирование, чаты, в которых можно задать вопрос и получить оперативный ответ. Всего не перечесть!

К сожалению, руководство большинства вузов не перенимает «лучшие практики» не только зарубежных коллег, но даже той же «Вышки». Отчасти это объясняется тем, что у руля большинства российских университетов находятся люди «доинтернетного» поколения, у которых понятия «цифровизация», digital-marketing вызывают в лучшем случае легкую оторопь.

Свою лепту в отставание вносят и государственные попытки «централизации» (причем под государственным же началом) сервисов по продвижению российского образования, о чем говорит тот же чиновник Россотрудничества Михаил Попов.

Однако давно известно, что эффективность государственных структур в вопросах, касающихся бизнеса (а экспорт образовательных услуг – это все-таки, в первую очередь, бизнес), мягко скажем, невысока.

Но ответить на вопрос «Кто виноват?» мало. Гораздо важнее понять, «что делать». И здесь ответов может быть множество, но почему-то кажется, что в целом коммерческие структуры справились бы с задачей продвижения российского образования гораздо успешнее.

Готовы ли к этому государство и сами вузы – это третий, вероятно, самый важный вопрос.

Автор: Александра Близнецова.