Экспертное мнение

Как было обещано ранее (https://media-mig.ru/analitika/ochishhenie-covidom «Очищение COVIDом») «Медиамиг» попросил экспертов проанализировать, каковы перспективы, что нынешняя ситуация на рынке труда послужит основанием для российских властей пересмотреть миграционное законодательство РФ, а также подтолкнёт к практическому решению накопившихся проблем.

Всем участникам блиц-опроса мы задали следующие вопросы: Какова роль иностранных рабочих для российской экономики? Какие изменения необходимы миграционному законодательству РФ?  

И.О. директора ГК «Аксиома» Светлана Винокурова (Москва): 

— Трудовой рынок РФ, как и в большинстве стран, характеризуется сложившейся «кастовостью» – целые сегменты функционируют и развиваются за счет активного привлечения иностранных рабочих низкой квалификации, чьи места не станут занимать коренные жители. В строительстве, торговле, гостиничном бизнесе, ЖКХ наём приезжих – а это от 10% до 30% штата – является важным конкурентным преимуществом. Как следствие, на фоне очередного ухудшения эпидемиологической ситуации отдельные компании усиленно сигнализируют, что новый локдаун и ограничение трудовой миграции поставит их на грань разорения.

Последняя неделя отмечена в отечественных СМИ новостями о нехватке рабочих рук в курьерских и транспортных службах и предложениями по их замещению. Ситуация, однако, свидетельствует не столько о критичности реального положения дел, сколько о критичной зависимости от устоявшегося порядка.

Одним из последствий пандемии в РФ стало внесение изменений в миграционное законодательство. При сохранении общего курса на усиление контроля за притоком иностранных рабочих, власти приняли ряд мер, призванных облегчить их легализацию в тяжелых социально-экономических условиях.

Одним из инициаторов нововведений стало Министерство внутренних дел РФ, в основе предложений которого цифровизация документооборота по миграционным процессам. Предполагается, что она станет основным инструментом борьбы с коррупционными и бюрократическими факторами. Помимо этого, в сентябре МВД РФ предложило отменить институт разрешений на временное проживание и сократить количество процедур, необходимых для привлечения иностранцев на работу.

Экономия времени на оформление приезжих рабочих представляется логичным решением. В краткосрочной перспективе оно показывает желание России частично компенсировать потери иностранных граждан из-за локдауна, в долгосрочной перспективе – повышает привлекательность страны на мировом рынке труда.

Сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» (Бишкек), политолог Игорь Шестаков:

Пандемия переформатировала мир, сломала многие системы и форматы взаимоотношений, в том числе и в вопросах трудовых отношений. Подверглась испытанию и миграционная политика России, в итоге мы увидели, что она работает не более, чем на твердую тройку.

Стало очевидным, что трудовые мигранты важны для таких сфер российской экономики, как сфера услуг, строительство, ЖКХ, учитывая, что сами россияне особенно не стремились работать в этих сферах.

Почему? Вероятно, причина в оплате труда. Как неоднократно писали российские СМИ, эти ниши заполняются трудовыми мигрантами, потому что они работают за те зарплаты, которые граждан России не устраивают.

На мой взгляд, ввиду влияния пандемии на экономику объем рынка труда в  России будет сужаться, а это может привести к росту нелегальной миграции, т.е. цифры по легальной миграции будут сокращаться, тогда как в теневом секторе, они наоборот будут увеличиваться. И самой РФ, и странам-донорам необходимо бороться с этими процессами. В этой связи, на мой взгляд для России важно вести качественный статистический учет, различая статистические и реальные показатели миграции, потому что именно в этой разнице и кроется нелегальная составляющая.

Решить эту проблему сможет целевой набор. На мой взгляд, это единственный механизм, который позволит структурировать и в России, и в странах-донорах рабочей силы процессы трудовой миграции. Он позволит точечно набирать тех специалистов, которые необходимы на российском рынке труда. По сути, это запустит и процесс легализации мигрантов в России, т.е. позволит бороться с теневой миграцией, в которой задействованы и чиновники, и предприниматели, я имею ввиду фирмы-однодневки, которые действуют недобросовестно, и не всегда законно, и тем самым формируют нелегальный рынок труда, результатом чего становится проблема «черных списков».

Целевой набор позволит понять, во-первых, самим российским властям, в какие сферы и в каких количествах необходимы рабочие кадры. Во-вторых, это снимет напряжение в одной из самых болевых точек – в вопросе регистрации и прописки иностранных рабочих. Как известно, даже кыргызстанцы, которые как трудящиеся ЕАЭС обладают определенными льготами, все равно попадают в «черные списки», потому что, зачастую, прописываются по одному адресу, а фактически проживают в другом месте.

Кроме того, я думаю, что Россия могла бы более расширенно продвигать свои образовательные технологии, в том числе в секторе среднего специально-технического образования, с тем, чтобы переформатировать миграцию в плане качества иностранной рабочей силы, направить ее в более профессиональное русло. Российская сторона могла бы обучать иностранных студентов, чтобы по окончании учебы они могли приезжать в Россию уже в качестве обученных по требованиям российских работодателей специалистов. Здесь есть большие перспективы, но, к сожалению, пока этим мало кто занимался.

Возможно, реализация механизма целевого набора потребует выработки ряда совместных документов и заключения соглашений между профильными ведомствами принимающей и отправляющей сторон.

Советник Министерства иностранных дел Киргизской Республики Алмаз Асанбаев (Бишкек): 

— Сейчас в самой России есть два полярных мнения относительно мигрантов. Одни считают, что иностранцы, которые приезжают в РФ, занимают рабочие места россиян и т.д. Но есть, так скажем, и мнение научных кругов, которые объективно оценивают экономические процессы, понимая, что рабочая сила – это один из четырёх факторов производства, что на рабочем человеке, по сути, держится вся пирамида. При этом они понимают, что в России наблюдается серьезный дефицит рабочей силы, во-первых, в силу того, что в последние десятилетия в стране практически отсутствует демографический рост, и  баланс достигаетсятолько за счёт миграции. И это с точки зрения экономики это очень выгодно, потому что иностранный специалист, работающий в РФ, вносит свой вклад в ВВП России, которая при этом на него ни копейки не потратила – он родился, воспитывался, обучался в другой стране.

Пандемия 2020 года привела, к тому, что в России пришло понимание, что экономика во многом держится именно на иностранной рабочей силе.

При этом, следует подчеркнуть, что переосмысление важности трудовой миграции наблюдается во всём мире. Например, первыми, кто заявил об открытии границ, несмотря на пандемию, были Франция и Германия. Они открыли границы, чтобы польские рабочие могли приехать, в частности, на уборку урожая, потому что ввиду дефицита рабочей силы у них весной практически весь урожай погиб.

Мне кажется, что нынешняя ситуация должна была сплотить и укрепить ЕАЭС. Если бы мы решали проблемы сообща, если бы мы не закрылись друг от друга, боясь распространения коронавируса, а наоборот действовали как единое пространство, то мы бы могли продемонстрировать всему миру сплоченность, быстрее справиться с COVID-19 и с экономическим последствиями пандемии, в том числе нехваткой рабочей силы в одном месте и ее переизбытком – в другом.

Сейчас нужно чётко дать сигнал, такой как дали американцы, такой как дали европейцы, которые не закрывали границ внутри своих территорий и совместно борются с пандемией и экономическими проблемами. Мы тоже должны выступить с такой позицией, показать, что мы единый блок, в том числе и в плане трудового рынка. Прежде всего, нужно менять отношение к вопросам миграции, понимая, что российский рынок труда испытывает дефицит кадров, в России есть спрос на иностранную рабочую силу, поэтому туда и едут трудовые мигранты, которые не только снимают социально-экономическую напряженность в своих странах, но и, прежде всего, вносят свой вклад в российскую экономику. Необходимо понять, что, нанимая рабочего, в первую очередь работодатель решает свои задачи. Его руками работодатель «загребает жар», его руками достигается ВВП РФ.

Для начала вопросы единого рынка труда – равный подход к оплате труда, обеспечение равного доступа к социальным гарантиям и т.д. нужно решить хотя бы на уровне пяти стран ЕАЭС, а потому уже проецировать этот опыт на другие страны СНГ.

Глава Евразийского аналитического клуба, политолог (Москва) Никита Мендкович:

— Роль трудовых мигрантов на рынке труда России достаточно значима. В первую очередь за счёт участия трудовых мигрантов в сфере строительства и обслуживания. Другое дело, что по мере введения автоматизации во многие сферы, роль низкоквалифицированной рабочей силы как таковой начинает сокращаться. Например, по мере внедрения инноваций потребность ЖКХ в услугах трудовых мигрантов за последние годы заметно снизилась. Это может затронуть и другие сферы. Хотя опять-таки это довольно сложный вопрос и повод для более подробного отдельного разговора, соответственно о механизации, автоматизации труда и о росте более квалифицированной рабочей силы.

Между тем, причин для изменения миграционного законодательства РФ я не вижу.

Автор: Злата Симаш