Медиа Миг
Курс валют
1RUB
Российский рубль. Российская Федерация
=
141,58 UZS
UZS –1,46%
0,15 TJS
TJS –1,31%
5,61 KZT
KZT –0,68%

Все о трудовой миграции в России

Почти 2000 иностранных студентов, поступивших в текущем году в Тюменский государственный университет (ТюмГУ), вынуждены адаптироваться к новым форматам обучения.

В связи с ограничениями международного транспортного сообщения, введенными для предотвращения распространения COVID-19, ребята и девушки почти из 20 стран мира, ставшие студентами университета, оказались не в состоянии войти в его лекционные залы, заполнить общежития, чтобы прочувствовать дух «настоящего» студенчества. Вместо этого они вынуждены обучаться в онлайн-режиме.

Дистанционный формат стал экстренной мерой в условиях пандемии весной 2020 года. Большинство высших учебных заведений переведено на «удаленку» или на смешанное обучение. Цель понятна – необходимо минимизировать риск заражения и, как следствие, контакты между учащимися.

Руководителям вузов пришлось в спешном порядке решать сразу несколько задач: техническое обеспечение педагогов и студентов, организация для преподавательского состава тренингов по онлайн-образованию и новым методикам обучения, а также по способам контроля посещаемости, процедур проверки знаний студентов и т. д.

Переход на «цифру» в целом удался, однако некоторые вопросы качества обучения в онлайн-формате решить в принципе невозможно. Прежде всего, речь идет о специальностях, где предусматривается большой объем лабораторных исследований. Очевидно, что в домашних условиях нет необходимого для проведения физических или химических опытов оборудования. Не меньше страдают и студенты медицинских факультетов.

Проблема признается и на экспертном уровне, и на уровне руководства образованием. Так Филип Альтбах и Ханс де Вит, специалисты в области высшего образования, в статье “Post pandemic outlook for HE is bleakest for the poorest” пишут, что дистанционное обучение порождает, скорее, негативные последствия. В первую очередь неравенство: не у всех студентов есть доступ в интернет или необходимые для онлайн-занятий устройства, и не все университеты могут предложить помощь в такой ситуации. Кроме того, сократится финансирование многих учебных заведений в связи с уменьшением числа иностранных студентов. В Европе с такой проблемой столкнулась, в частности, образовательная программа Erasmus+.

Схожее мнение о том, что переход на дистанционный формат разрушает образовательный процесс и препятствует качественной подаче информации от преподавателя учащимся высказывает и первый замминистра образования Дмитрий Глушко.

Однако пока дальше признания проблемы дело не двигается – Минобрнауки перевело вузы на дистанционное образование вплоть до 6 февраля 2021 года, будет ли пролонгирован этот период – неизвестно.

В отличие от западных вузов, которые упоминаются в статье Альтбаха и де Вита в качестве негативных примеров, в ТюмГУ предпринимаются все возможные меры для поддержки иностранных студентов.

Так, для обеспечения максимально возможного эффекта присутствия лекции проводятся на платформе Microsoft Teams, где все участники образовательного процесса видят друг друга, общаются, выполняют задания, демонстрируют презентации (от себя добавим такое преимущество формата, как опция записи трансляций с возможностью повторного прослушивания в случае «трудностей перевода»).

В информационной системе Modeus еженедельно публикуется расписание с указанием форматов обучения, отражается содержание курсов, публикуются сведения о посещаемости и успеваемости, предоставляется возможность выбора дисциплин. Оповещения об изменениях в системе приходят на корпоративную почту преподавателям и студентам.

Помимо этого, как рассказали в пресс-службе ТюмГУ, для иностранных учащихся организована тьюторская и волонтерская поддержка для решения проблем во время онлайн-обучения.

Наконец, для тех студентов, которым все-таки удалось попасть в Россию и которые вынуждены находиться на двухнедельной изоляции, организована помощь с решением бытовых вопросов: волонтеры доставляют продукты и оказывают поддержку в процессе адаптации.

Подготовила Александра Близнецова

Для справки

В 2020 году в Тюменский государственный университет (ТюмГУ) поступили 1898 иностранных студентов. Из них, по данным пресс-службы ТюмГУ, 90 % (1712 человек)  – представители стран СНГ и ближнего зарубежья (Азербайджан – 60 человек, Армения – 26, Беларусь – 10, Грузия – 4, Казахстан – 900, Киргизия – 27, Таджикистан – 100, Туркменистан – 16, Узбекистан – 531, Украина – 38). Оставшиеся 10 % – это студенты из стран Африки (29 человек), Ближнего Востока (31), Европы (13), Латинской Америки (42) и Юго-Восточной Азии (70).

Фото: ВУЗ

Другие материалы:

Казахстан – Белоруссия: сотрудничество в сфере миграции

Министр внутренних дел Казахстана Ерлан Тургумбаев на заседании…

Одинаково разные

Легальное трудоустройство для иностранных граждан предусматривает обязательную…

Очищение COVIDом

Как меняется ситуация с трудовой миграцией в…

Особенности обучения иностранных студентов в эпоху COVID-19

1 сентября по причине сохраняющихся ограничений не…

Положение русского языка в странах СНГ: проблемы и перспективы

В рамках прошедшего 18 декабря заседания Совета…