Медиа Миг
Курс валют
1RUB
Российский рубль. Российская Федерация
=
141,58 UZS
UZS –1,46%
0,15 TJS
TJS –1,31%
5,61 KZT
KZT –0,68%

Все о трудовой миграции в России

Легальное трудоустройство для иностранных граждан предусматривает обязательную сдачу экзамена на знание русского языка как иностранного, что позволяет трудовым мигрантам решить множество вопросов: от корректного понимания требований работодателя до взаимодействия на бытовом уровне – в магазине, поликлинике, общественном транспорте.

Однако требование знания русского языка относится только к тем, кто приехал работать, но не к членам их семей. Это порождает определенные сложности, особенно для детей школьного возраста, так как слабое знание языка негативно сказывается на их успеваемости. Зачастую возникают проблемы в общении со сверстниками. Как результат, у ребенка может появиться чувство одиночества и ненужности, которое в ряде случаев способно перерасти в озлобленность и агрессию.

Чтобы избежать этого, таким детям требуется индивидуальный подход, дополнительные занятия, а порой и психологическая поддержка. Однако большинство учителей получали образование в те годы, когда подобных «языковых» проблем не было, что в результате сказывается на отсутствии у педагогов необходимой подготовки, да и к тому же, что греха таить, воспитательная функция из современных школ уходит, они превращаются в центры предоставления «образовательных услуг».

От проблемы – к решению

Просто признать проблему – удел слабых. Сильные пытаются найти решение. Именно так произошло с выпускниками программы «Учитель для России» Никитой Савостиковым и Надеждой Соколовой, которые пришли работать в одну из школ города Белоусово Калужской области, где в некоторых классах было до 30 % детей-мигрантов. Осознав «масштаб бедствия», они организовали школу выходного дня для отстающих учеников, чтобы в игровом формате помогать им с изучением русского языка и других школьных предметов. При этом никакой профессиональной методики у учителей не было, они сами придумывали творческие задания, чтобы помочь детям мигрантов постепенно «раскрыться».

Волонтерский проект, который позже получил название «Одинаково разные», возглавила еще одна выпускница программы «Учитель для России» – Ирина Белоусова. Вместе с коллегами она серьезно взялась за методическую часть, и вскоре увидел свет специальный образовательный курс русского языка как иностранного.

В эксклюзивном интервью изданию «Медиа-Миг» Ирина Белоусова вспомнила, как развивался проект «Одинаково разные»: «Мы составили курс по русскому языку как иностранному. Обзвонили родителей, распределили детей по уровню знания языка и начали заниматься в группах по два раза в неделю. Поначалу мы делали это почти интуитивно, не очень понимали, может ли эта история стать многогранной… Но это было важным шагом к созданию полноценной программы».

По словам Ирины, сначала с поддержкой со стороны учительского сообщества было непросто: «Настороженное отношение коллег к работе с нами сохранялось, даже когда программа вышла на региональный уровень. И это можно понять. Во-первых, у них есть печальный опыт курсов повышения квалификации, во-вторых, тема для них непривычная, новая».

Вскоре проектом заинтересовался министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев. Благодаря его поддержке к проекту были привлечены разные ученые и специалисты, в частности, из МПГУ, ведущие курс «Преподавание русского языка как иностранного», лингвисты из НИУ ВШЭ, а также представители профильных некоммерческих организаций. Позже к разработке психологического и социального модулей программы подключились специалисты Центра толерантности, Агентства международного сотрудничества, Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), а также психологи и медиаторы.

Сегодня программа «Одинаково разные» нацелена на комплексную профессиональную помощь, адресованную детям мигрантов, их родителям, а также учителям.

Основное внимание уделяется изучению русского языка. Занятия проводятся несколько раз в неделю. А выходные дни отданы творчеству – ребята ставят спектакли, проводят фестивали, посещают экскурсии.

Не остаются в стороне и родители: для них работают разговорные клубы для взрослых. Кроме того, существуют специальные курсы, на которых можно познакомиться с бытом и нормами современного российского общества.

Учителям же проект предлагает обширную образовательную программу: курсы повышения квалификации, регулярное методическое сопровождение, грантовую поддержку, учебные и методические материалы для проведения занятий.

«Мы уходим от шаблонов прошлого и выстраиваем нашу программу не в лекционном формате – включаем педагогов в деятельность, опираемся на их запрос; закупаем учебники, книги и игры для занятий; платим учителям небольшие гранты за дополнительную нагрузку, – рассказывает Ирина Белоусова. – В результате отношение и к нам, и к проблеме меняется. Здесь, как и везде, важен человеческий фактор».

До недавнего времени проект охватывал десять школ Калужской области, где учатся дети мигрантов, а с 2020–2021 учебного года число школ, участвующих в проекте, удвоилось.

От редакции

Не всегда государство видит проблему, зарождающуюся на местном уровне, и уж тем более не всегда способно предложить оперативное решение – на межведомственные согласования могут уйти годы. В таких случаях люди «на земле» вынуждены сами искать выходы, предлагать помощь, просто потому что считают это важным и потому что могут.

Наша общая задача – создать вокруг каждого ребенка, независимо от места его рождения, безопасный и открытый мир, где он может раскрыть свои таланты, доверять, учиться. В конце концов, мы такие одинаковые. И такие разные.

Автор: Елена Мохова.

 

Другие материалы:

Работа с иностранными студентами в эпоху самоизоляции на примере ТюмГУ

Почти 2000 иностранных студентов, поступивших в текущем…

Очищение COVIDом

Как меняется ситуация с трудовой миграцией в…

Переводы из России в Таджикистан сократились почти вдвое

В первом полугодии 2020 года объем денежных переводов из России в…

Узбекистан: гонка за лидерством в деле экспорта трудовых ресурсов

Для стран Центральной Азии, по крайней мере,…