Главное направление

Цифровизации миграционной сферы не хватает координации, аудита разработок и связи с практикой

Оксана Зайчукова
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Цифровизация — одно из главных направлений реализации «Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы». Как рассказала на встрече с журналистами начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России генерал-лейтенант полиции Валентина Казакова, «на сегодняшний день мы имеем баланс. С одной стороны, мы упрощаем процедуры, внедряя информационные технологии. Например, уже сегодня можно оформить приглашение в электронном виде без посещения наших подразделений. А в скором времени такая возможность появится и для регистрации по месту жительства. Таким образом, мы начинаем реализовывать наши наработки через информационное пространство. Ведь нас очень много критиковали за то, что наши механизмы очень сложные и трудоемкие, иностранцу приходилось проходить несколько раз в наши подразделения. Но мы понимаем, что будущее за информационными технологиями. Цифровая трансформация происходит в МВД, и мы стараемся через единый портал госуслуг завести возможность обращения в наши подразделения, чтобы это было комфортно для иностранного гражданина». 

На сегодняшний день уже даже не представляется возможным достоверно подсчитать, сколько различных программ, порталов, приложений созданы для того, чтобы так или иначе внести свой вклад в упорядочивание и структурирование миграционных процессов.

Некоторые эксперты призывают к проведению аудита уже внедренных и готовящихся к внедрению цифровых разработок на всех уровнях — от наднационального до регионального и софта, созданного в бизнесе. 

Так, запущена международная цифровая система для граждан из стран ЕАЭС по поиску работы и подбору сотрудников «Работа без границ». Эксперты отмечали важность создания такого единого цифрового поля и особо подчеркивали необходимость предоставления равных возможностей для нахождения работы соискателям из разных стран. В свою очередь вице-премьер РФ Алексей Оверчук анонсировал в сентябре запуск специального мобильного приложения для мигрантов, которое должно помочь им в быстром оформлении документов и трудоустройстве. Планируется, что софт будет доступен пользователям уже в 2022 году. По сути, это будет аналог хорошо знакомого россиянам портала госуслуг, но только для приезжих из других стран: «Мы решили в одном мобильном приложении попробовать отразить и сделать удобным весь клиентский путь, который необходимо пройти иностранцу для переезда и устройства на работу», — заявил в интервью «Известиям» Алексей Оверчук. Разработкой платформы занимаются Минцифры России совместно с Евразийским банком развития (ЕАБР). В пресс-службе Минцифры Media-MIG сообщили, что «с целью повышения прозрачности и упрощения процесса трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации требуется перенести часть процедур в режим онлайн, чтобы потенциальный работник мог, находясь у себя на родине, выбрать подходящую вакансию, получить приглашение о трудоустройстве от работодателя в Российской Федерации, пройти предварительные тестирования на знание языка или законодательства, заказать полис ДМС и пройти другие предварительные мероприятия, позволяющие сократить время на получение патента. В рамках плана в том числе предусмотрены мероприятия по изменению нормативной правовой базы, а также по реализации необходимых услуг на стороне заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рамках национального компонента платформы миграционных процессов и трудовых ресурсов». 

Так же как и проекты федерального масштаба, локально ориентированный софт призван прежде всего отрегулировать процессы трудовой миграции и помочь иностранному работнику быстро и безболезненно адаптироваться в чужой стране. Media-MIG писал, например, о платформе «Салампорт», разработкой которого занималась рабочая группа по миграции при Ленинградской областной торгово-промышленной палате. Главная задача софта — осуществление организационно-правового сопровождения иностранного работника, а также помощь в трудоустройстве: «Наше приложение помогает объединить и работодателей, и тех, кто ищет работу. У нас самая большая база трудовых мигрантов в стране. Есть возможность поиска сотрудников по специальностям и критериям, предприниматели с помощью программы могут проверить легальность их документов, перевести деньги, софт интегрирован с делопроизводством и 1С. Для самих мигрантов приложение будет полезно в получении патента и во всем, что с ним связано, также они смогут воспользоваться юридическими услугами, арендовать жилье, приобрести билет и даже оформить рассрочку или кредит. Мы постоянно модернизируем наше приложение», — рассказывали разработчики в эксклюзивном интервью Media-MIG. 

Похожее мобильное приложение в июле 2021 г. разработали в Сургуте. Как пояснили на месте, этот софт предназначен для оказания помощи приезжим гражданам, поскольку в нем содержится подробная информация о том, какие нужны документы и в какие территориальные органы их нужно подавать для того, чтобы получить то или иное разрешение. Помимо этого, платформа содержит вкладку «Работа», где размещают местные актуальные вакансии. 

Еще дальше пошли в Якутии, где в конце ноября прошлого года Министерство по внешним связям и делам народов региона совместно с местным «Домом дружбы народов» разработали мобильное приложение «Содружество». Платформа доступна на семи языках: русском, якутском, английском, китайском, узбекском, таджикском и киргизском. Ее интерфейс позволяет мигранту в режиме реального времени подать документы по постановке на учет, найти работу и отправить резюме работодателю, получить информацию по поводу оказания медицинской, социальной и юридической помощи, а также знакомит с историей и обычаями Якутии. «Цифровые технологии — это хорошо, если они грамотно адаптированы к той услуге, которая оцифровывается. Дело в том, что современные технологии позволяют убрать субъективный фактор, когда мигранту не нужно ходить по различным инстанциям, а он сможет сделать это дистанционно: заполнить документы, отправить их в режиме онлайн и получить уведомление об их фиксации. И если это действует, то это здорово, потому что когда все процессы, где занят посредник, который может оказать и негативное влияние, будут переведены в цифровой формат, то их эффективность возрастет», — уверен президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный Альянс «Трудовая миграция» Николай Курдюмов

В то же время эксперт считает, что не все миграционные процессы должны быть оцифрованы, некоторые из них требуют особо тщательного подхода. В особенности это касается цифровых платформ, способствующих трудоустройству иностранных граждан.

Один из самых крупных подобных проектов — унифицированная система поиска «Работа без границ», которая стартовала 1 июля 2021 г. в странах Евразийского экономического союза и является первым совместным цифровым проектом на евразийском пространстве. Как утверждается на сайте Евразийской экономической комиссии, «это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах государств — членов в сфере трудоустройства и занятости». На сегодняшний день проект объединяет действующие системы по трудоустройству Армении, Республики Беларусь, России, Казахстана и Кыргызской Республики. В информационной базе единого портала содержится более 500 тыс. вакансий и 2 млн резюме. Получить к ним доступ может любой пользователь, авторизовавшись в одной из национальных систем, после чего он сможет ознакомиться со всеми вакансиями и соискателями, которые находятся на платформе, оперативно с ними взаимодействовать и получать уведомления о пополнениях базы данных. Главное преимущество портала состоит в том, что источником информации о вакансиях являются проверенные работодатели. А в будущем планируется расширение функционала портала до возможности генерирования электронного трудового договора, проведения обучающих онлайн-курсов. 

Эксперты, впрочем, видят здесь и подводные камни. Николай Курдюмов, например, заявил в интервью Media-MIG, что «в этом плане у экспертного сообщества есть большие сомнения, поскольку работодатель должен убедиться в том, что этот мигрант именно тот, кто ему нужен.

Например, сейчас в Узбекистане идет набор трудовых мигрантов по заявкам от работодателей, но из них почти 50% не соответствуют нужным требованиям, потому что зачастую, заполняя анкеты, они врут и о своем опыте работы, и об уровне квалификации. Я лично с этим сталкивался. Считаю, что нужно проводить оценку потенциальной эффективности всех цифровых приложений, пока они еще находятся в стадии разработки и апробировать их к реальной жизни». 

При всех недостатках цифровые технологии на сегодняшний день позволяют, впрочем, не только способствовать облегчению мигрантам приезда в Россию и их учету. Речь идет и о сокращении масштабов нежелательной, нелегальной миграции. Одной из коммерческих компаний в России разработана система верификации и контроля сертификатов о сдаче мигрантами необходимых  экзаменов в России на основе технологии блокчейн. Дело в том, что нередки ситуации с подделкой и приобретением фальшивых документов. В ряде случаев мигранты со слабым знанием русского языка приобретают (а российские граждане им продают) фальшивые сертификаты о сдаче соответствующего экзамена. Цифровое решение, основанное на технологии блокчейн, позволяет гарантировать чистоту проведения тестирования иностранцев на знание русского языка, поскольку технология полностью исключает возможность внешнего вмешательства, позволяет хранить все исходные материалы, включая видеоинтервью, отслеживает перемещения сертификатов о сдаче экзаменов. 

Менее успешным и более неоднозначным стала введенная властями Москвы и Подмосковья в 2021 г. комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»), которая требует от всех участников отрасли, от таксиста до агрегатора, таксомоторного парка, технического и медицинского центра, иметь цифровой профиль. Власти рассчитывали на то, что цифровая перепись таксистов будет способствовать повышению прозрачности сегмента и позволит вычистить нелегалов, что в свою очередь приведет к повышению безопасности перевозок. Но оптимизм властей разделяли не все участники рынка. Председатель Координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков рассказывал Media-MIG, что, хотя появляется контроль за теми, кто входит в отрасль, система работает медленно и не всегда корректно, а техподдержка далека от идеала. 

С техническими проблемами поначалу столкнулось и мобильное приложение «Путешествую без COVID-19», которое с 1 сентября 2021 г. стало обязательным для граждан стран СНГ, выезжающих в Россию на длительный срок. Программа содержит информацию о правилах въезда в страны ЕАЭС во время пандемии, ближайших медицинских центрах, где можно сдать анализ на коронавирусную инфекцию, но, главное, что софт позволяет получать и хранить результаты ПЦР-тестов, данные о вакцинации и QR-коды. Но несмотря на очевидные преимущества приложения, многие пользователи недовольны и интерфейсом мобильной платформы, и качеством сервиса. В частности, пользователи отмечают, что в приложение включены только определенные лаборатории с высокими расценками на ПЦР-тестирование, на то, что не всегда есть возможность отсканировать QR-код, некоторые пользователи не всегда могут загрузить необходимые документы, а ряд стран и вовсе до сих пор не включены в приложение. «У меня в разделе «Вакцинация» обозначены всего две страны — Армения и Республика Кыргызстан. Но я сама из Казахстана. В итоге я жду уже несколько дней, а список стран так и не обновляется. У меня завтра выезд и я не знаю, что делать. Пожалуйста, решите эту проблему. Я просто не могу выбрать свою страну и загрузить необходимые данные», — сокрушалась в отзывах на приложение жительница Казахстана Карина Исаенко. Разработчики уже пообещали решить все существующие проблемы и доработать свою технологию. 

Еще один большой вопрос, который остается открытым: насколько сами трудовые мигранты готовы к вводимым цифровым новшествам? Практика показывает, что большинству из них проще обратиться к специалисту, нежели самостоятельно разбираться в мобильных приложениях и программах.

К слову, прошлогоднее исследование аналитического центра НАФИ показало, что треть россиян до сих пор не умеют пользоваться порталом госуслуг. Поэтому здесь нужен институт, который сможет осуществлять консультационно-информационную поддержку иностранцам, желающим научиться пользоваться онлайн-сервисами. 

В некоторых случаях эффект от применения информационных технологий в миграционной сфере может быть нивелирован организационными недоработками. Так, уже с 29 декабря 2021 г. иностранцам начнут выдавать пластиковые карты с электронным носителем информации о прохождении обязательной дактилоскопии и фотографировании. «Кроме дактилоскопии, необходимо будет пройти фотографирование и медицинское освидетельствование. Соответственно, мы понимаем, что те лица, которые получали разрешительные документы в виде патента и разрешения на работу, они эти процедуры уже проходили. И у нас эти данные в базе есть, поэтому проходить повторно эти процедуры не нужно. Медицинское освидетельствование иностранцы при получении разрешительных документов проходят каждый год, — пояснила Валентина Казакова, отвечая на вопрос корреспондента Media-MIG. — Безусловно, гражданам стран ЕАЭС, которые прибыли на территорию РФ, было разрешено продлевать свое пребывание здесь на основании трудового договора, поэтому данную процедуру они не проходили, но мы выявляли тех лиц, которые прибывали из этих государств и нарушали миграционное законодательство, особенно тогда, когда меняли свои установочные данные с целью скрыть, что въезд им был ранее закрыт. И получается, что, не имея этого механизма, мы не могли выявлять этих людей, только если они не попадали в поле зрения и не нарушали законодательство. При этом при составлении административного протокола мы их не дактилоскопировали, поэтому эта категория должна проходить данную процедуру, если они прибыли для работы, но по истечении 30-го дня срока после прибытия на территорию РФ». 

И вот с этим параметром не совсем согласна руководитель Отдела этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Виктория Леденёва: «Я все же считаю, что дактилоскопию нужно проходить на въезде, а не через 30 дней, потому что большой вопрос, где потом искать этого мигранта по истечении такого большого количества времени. Он ведь мог заехать сначала с частной поездкой, а потом остаться здесь с целью трудоустройства. Поэтому, мне кажется, очень важно проводить дактилоскопию именно в местах выезда, тем более что сегодняшние технологии позволяют сделать это очень быстро».

В целом же эксперты отмечают, что сегодня цифровизация миграционных процессов — это безусловный и к тому же стратегический тренд. «Мы все надеемся на цифровые технологии. На мой взгляд, они сыграют положительную роль в существующих миграционных процессах, если все те проекты, которые в данный момент существуют на бумаге, мы сможем разработать и воплотить в жизнь. Сегодня эти инициативы очень востребованы, и это действительно приведет к прозрачности процедур», — резюмирует Виктория Леденёва.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях  Дзен  Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
/ IT-решения / Главное направление